Аргументы Недели → Общество № 47(185) от 26.11.2009

Повелитель Чингисхана

, 21:27

Россию многие годы справедливо называли самой читающей страной. А наши классики по сей день пользуются огромной популярностью во всем мире. Темы, поднятые в их произведениях, оказались вечными и понятными для многих поколений. О том, что волнует сегодняшних писателей и что они хотели бы донести до своих читателей, корреспондент «НА» беседовал с автором нашумевшего романа «По велению Чингисхана», народным писателем Якутии Николаем ЛУГИНОВЫМ.

- Легко ли быть писателем в России сегодня?

- Сложно, ведь писательством прожить нельзя. Оно вычеркнуто из ниши общественной и государственной жизни. Гонорары у нас мизерные. Даже такой профессии, как писатель, просто не существует. А следовательно, нет ни пенсии, ни социальных льгот. Писательство в России вне закона. Правда, в Якутии к писателям относятся с уважением, их авторитет в народе и у руководства республики очень высок.

- А с чем связано такое отношение? Ведь книги у якутов появились сравнительно недавно, раньше слушали и уважали олонхосутов - сказителей.

- Я бы не разделял писателей и сказителей. В народном сознании они очень близко стоят. А уважают их за то, что они выражают народное понимание мира.

- Вы закончили физико-математический факультет Якутского государственного университета и, судя по всему, собирались связать жизнь с точными науками. Почему вдруг решили все изменить?

- Бывали в жизни крутые повороты, и я, наверное, не все из них могу объяснить. Но и в самой профессии писателя есть нечто необъяснимое. Какие-то внутренние течения, которые вдруг подводят тебя к тому или иному решению. И я не ищу этому рационального объяснения, просто отдаюсь силе потока.

- А на каком языке вы пишете?

- Сознательно стараюсь писать на якутском. Мы - двуязычный народ, умеем говорить, выражать мысли одновременно и на русском, и на якутском. Но, кажется, что на якутском у меня получается интереснее, объемнее. На русском те же мысли чуть иначе звучат, чуть прямее, проще.

- Переводами своих книг вы довольны?

- Очень. Мне повезло, ведь те, кто меня переводит, - люди, владеющие русским языком, культурой выражения русской литературной речи на высочайшем уровне. Все они известные переводчики.

- Профессия переводчика с языков народов России фактически умирает. Молодых переводчиков почти нет, мастера, которые остались, - люди старшего поколения.

- Да, и им сейчас тоже приходится нелегко, ведь государство на них не обращает внимания. Надеюсь, что мы эти времена переживем, отношение к переводчикам изменится, профессия снова станет востребованной.

- Что заставило вас обратиться к теме правителя Чингисхана и связать его с судьбой якутов?

- Якуты - только малая часть в этой великой исторической драме. Вы помните развал советской империи? Я переживал этот факт чрезвычайно тяжело. До того момента был человеком аполитичным, а тут вдруг понял, что этому безобразию надо сопротивляться.

Развал ведь всегда сопровождается деградацией. И не только высших руководителей государства, а всего общества. Все в одночасье становятся другими. Многие - подловатыми, вороватыми. Это жуткое время. А вот период становления государства - дело иное. Многие становятся смелыми, храбрыми, готовыми пожертвовать собой ради идеи.

- Почему же тогда у вас не возникло желания стать подлым, гадким? Наоборот, говорите, что решили сопротивляться. Может быть, подобные моменты просто выявляют то, чего в человеке больше?

- Мое поведение можно назвать неадекватным. Но я решил сопротивляться как могу и в период развала написать о становлении государства. Стал изучать истоки Российского государства. И понял, что немаловажную роль в становлении нашей страны сыграла Монгольская империя - очень яркий период в истории многих народов.

- А как Чингисхану удалось создать такую мощную империю?

- Яса Чингисхана, в сущности, конституция. У всех народов, которые проживали на территории ханства, были свои обычаи, традиции, но все были обязаны подчиняться единому морально-нравственному своду законов. Все было очень серьезно. Едет, например, путник по дороге видит лежит тюк. Его не только нельзя забрать себе, нужно поднять, найти хозяина и вернуть. Иначе можно и жизни лишиться. Увидел, что лошадь одна бегает, торопишься ты или нет, а должен поймать ее, установить хозяина и вернуть. Запрещалось быть равнодушным! Разрушил свою семью, сошелся с другой женщиной - смерть. При этом можно иметь и две, и три, и пять жен. С законными - живи, а на сторону ходить нельзя. Во время войн и конфликтов запрещалось любое насилие. Заметят - сразу голову отрубят. Жестоко? Да, несомненно. Но ведь порядок-то был идеальный.

- Если так все хорошо было с женами, отчего же тогда говорят, что в результате прохождения войск Чингисхана через разные земли у россиян добавилось тюркской крови?

- Закон есть закон, а человек всегда остается человеком.

- Вы считаете, что главная сила Чингисхана была в жестоком наказании за проступки?

- Думаю, что редко ее приходилось применять. Хватало того, что все боялись наказания.

- Сильное государство основано на страхе, а не на сознании?

- На страхе.

- А в наше время это актуально? Говорят: борьба с коррупцией, чиновники не хотят работать так, как надо. Может, пора, как в Китае, казнить за любую серьезную провинность?

- Рецепт Чингисхана нам, сегодняшним, не очень подходит. Всех ведь так перебьем. Кто же нами управлять будет?! А вот книгу мою государственным мужам прочесть не мешало бы. Чтобы знать, что есть государство и как его укреплять. Не стоит думать, что Чингисхан остался где-то в далеком прошлом. Это правитель из нашей общей истории. И я решил вернуть его россиянам. Его воспринимали как завоевателя. И победили лишь потому, что его войска растворились в среде русского народа. Трудно разобрать, какая доля чингисхановских нукеров содержится теперь в каждом из нас.

Ощущение общего прошлого - это и есть укрепление общих корней. Это и есть укрепление государства. У нас уже давно одна общая история, мы были едины в течение многих сотен лет.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram