Аргументы Недели → Общество № 47(185) от 26.11.2009

Миллион пострадавших под колесами – это слишком!

, 18:13

В Москве 19-20 ноября прошла Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения. В ней участвовали министры внутренних дел более 70 стран и специалисты в этой сфере из 150 государств. На конференции обсуждались проблемы обеспечения безопасности дорожного движения (далее - БДД) в контексте глобальной безопасности.

О глобальности проблемы безопасности дорожного движения разговор главного редактора «АН» А. Угланова с министром внутренних дел России Р. НУРГАЛИЕВЫМ.

- Рашид Гумарович, в чем заключалась необходимость проведения конференции такого масштаба?

- Ежегодно в мире, по данным Организации Объединенных Наций, в результате дорожно-транспортных происшествий погибают более 1,3 миллиона человек, 20-50 миллионов получают травмы, а суммарные экономические потери превышают 500 миллиардов долларов. Огромный ущерб, который наносит государствам дорожно-транспортный травматизм, позволяет отнести его к основным угрозам современности.

Если не предпринять необходимых мер, смертность и инвалидность к 2020 году возрастут на 67%. Травматизм от дорожно-транспортных происшествий с нынешнего, девятого, поднимается на третий уровень по значимости глобальной причины смертности. Мировое сообщество, осознавая опасность, вызванную аварийностью на дорогах, принимает активные совместные меры для предотвращения этой угрозы.

Обеспечение безопасности дорожного движения является и неотъемлемой составляющей укрепления национальной безо-пасности России.

В перечень основных мер, нацеленных на коренные изменения на дорогах, входят правильно спроектированные дороги и управление дорожным движением. Более высокие стандарты на автотранспортные средства, соблюдение Правил дорожного движения и контроль со стороны компетентных органов. Но главное - разработка и принятие национальной стратегии дорожной безопасности и плана действий по ее реализации.

- Что, по вашему мнению, является приоритетным в решении вопроса безопасности на дороге?

МВД определены приоритеты в области обеспечения безо-пасности дорожного движения: участник дорожного движения, транспортное средство и дорожная инфраструктура. Винить только участника ДТП, как это делалось в прошлом, нельзя. В то же время, как показывает практика, по вине водителей происходит более 80% всех ДТП. Поэтому именно на формировании правового сознания граждан требуется сделать основной акцент. Причем начинать следует уже в дошкольных образовательных учреждениях.

- Как решается проблема обеспечения безопасности дорожного движения в нашей стране?

- Принята и исполняется Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения». В ней предусмотрены организационно-плановые и инженерные меры улучшения организации движения транспорта и пешеходов; развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП, а также мероприятия по формированию правового сознания.

В рамках программы ставятся и задачи повышения уровня технической оснащенности подразделений и социальной защищенности сотрудников Госавтоинспекции. Улучшения их медицинского обслуживания и материального обеспечения.

Созданная правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения координирует действия федеральных органов исполнительной власти. Уже в первые годы ее работы, несмотря на высокие темпы автомобилизации, существенно сократилось число ДТП с тяжкими последствиями. Уменьшилось число пострадавших детей, снизилась аварийность по вине нетрезвых водителей.

Только на федеральном уровне начиная с 2006 года по настоящее время принято 160 нормативных актов различной юридической силы. По инициативе Министерства был внесен ряд изменений и в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. В частности, внесены поправки, повышающие ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Кроме этого, установлена ответственность за нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства, за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Данные изменения дали положительный результат.

Одним из главных наших приоритетов является техническое переоснащение Министерства внутренних дел России.

Уже с 2005 года внедряются аппаратно-программные комплексы идентификации транспортных средств и измерителей скорости. Апробированы и получили право на жизнь новейшие интеллектуальные системы для контроля за соблюдением скоростного режима, видеофиксации различных нарушений Правил дорожного движения.

Формирование Федерально-информационной системы МВД России позволило объединить все виды специализированных учетов. В том числе данных об угонах автомобилей, которые ведутся на федеральном и региональном уровнях. Доступ к ним имеется у всех подразделений Госавтоинспекции.

Но одними усилиями органов власти невозможно добиться коренного изменения ситуации. В обществе необходимо формировать атмосферу нетерпимости к нарушениям Правил дорожного движения. Мировая практика свидетельствует, что общественные усилия всегда дают конкретные результаты.

В России создана система информирования населения о состоянии безопасности дорожного движения. Установлено деловое взаимодействие с ведущими средствами массовой информации - телевидение, печать, радио, - налажено сотрудничество с общественными и правозащитными организациями, имеются постоянные контакты с представителями религиозных конфессий. Эта работа проводится на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Практически во всех субъектах Российской Федерации работают отряды юных инспекторов движения. Их членами являются учащиеся общеобразовательных учреждений в возрасте от 10 до 15 лет. В отрядах состоят более 280 тысяч школьников. Это очень важно: ежегодно от общего числа погибших в ДТП - 30% составляет молодежь.

- В чем, по вашему мнению, выражается значение Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения?

- Во-первых, это очередной призыв ко всем участникам дорожного движения - никогда не забывать об ответственности за собственную жизнь и жизнь других!

Во-вторых, только комплексная реализация стратегических направлений в области безопасности дорожного движения, широкое использование мирового опыта и сотрудничество в этой сфере позволит изменить ситуацию на дорогах.

В-третьих, новые достижения, опыт отдельных стран должны стать достоянием всех. Мы все должны понимать, что в центре внимания стоит человек, его жизнь и здоровье. Сегодня мы должны построить единую информационную сеть, единое информационное пространство в этой области.

А главное - сформировать новый облик сотрудников дорожной полиции/милиции. Основным в их деятельности должно быть оказание социальных услуг, помощи на дорогах стран, оказавшихся в трудных ситуациях.

Наступило время всем нам действовать эффективно, согласованно, наступательно и результативно!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram