Аргументы Недели → Общество № 46(184) от 19.11.2009

Подарок судьбы

, 13:52

Именно так без тени иронии называет Анатолий Трофимович Цхай свою жену Галину. В родной Хакасии корейцев в конце 70-х по пальцам было перечесть. Вероятность найти супругу-кореянку была ничтожна. Как представитель точной профессии - инженер-механик сельхозмашин - он это прекрасно понимал, но не переживал. Приглядывался в основном к русским девушкам, ведь большинство российских корейцев находят свое счастье именно в браке с ними.

Однако на небесах рассудили иначе, и каким-то невероятным образом сахалинскую кореянку Галину занесло на учебу в Абакан. Это и был подарок судьбы Анатолию Цхаю. Он его не упустил. В 1981-м они поженились, а когда поехали к теще на Сахалин, Анатолий впервые испытал чувство национальной ущербности.

На семейном торжестве деликатная теща посадила его рядом с русскими, чтобы было с кем общаться. Однако разговора не получилось. За праздничным столом все, включая русских, бодро лопотали по-корейски, а Анатолий не знал ни слова! Только и мог, что смущенно улыбаться и моргать своими типично-раскосыми корейскими глазами. Даже спустя почти 30 лет он в деталях помнит этот свой «национальный» позор.

Сейчас все иначе - корейский он давно выучил, с традициями благодаря жене познакомился. Теперь они вместе даже возглавляют хакасскую региональную общественную организацию «Ассоциация корейской диаспоры». Да и бизнес их связан с корейской национальной кухней. Сколько же корейцев в Хакассии, интересуюсь я, чтобы цех по изготовлению национальной еды приносил прибыль?

- В нашей республике 300 корейских семей. Традиционно мы считаем не индивидуально каждого человека, а именно семьями, - говорит Анатолий Трофимович. - Коренных хакасских корейцев очень мало. В основном это приехавшие из Узбекистана, Казахстана и Киргизии. После распада СССР корейцев начали выдавливать из республик Средней Азии как русскоязычных: снимали с должностей как представителей нетитульной нации, ограничивали в получении образования. Вот они и перебирались обратно в Россию.

Именно обратно. Потому как оказались российские корейцы в Средней Азии и Казахстане совсем не по своей воле. Их депортировали туда с Дальнего Востока осенью 1937 года как неблагонадежных накануне войны с Японией. Опасались, что корейцы выступят на стороне агрессора. Человеку, хоть немного знакомому с историей, такое пришло бы в голову только в бреду. Ведь массовая иммиграция корейцев в Россию связана именно с жестоким японским протекторатом и аннексией Кореи Японией! На самом деле корейцы, даже став российскими подданными, японцев, мягко говоря, очень сильно не любили.

Дальневосточные корейцы - это одна из двух основных групп этого российского народа. Вторая - сахалинские корейцы. Это потомки тех, кого те же японцы словно рабов насильно вывезли из Кореи на Сахалин для работы на своих рудниках и заводах. Вывезли изуверски, жестоко разлучив семьи.

Так вот в Хакассии встретились потомки дальневосточных и сахалинских корейцев. Они создали крепкую семью Цхай. У Анатолия и Галины четыре дочери. Все замужем. Три старших - за русскими, младшая - за корейцем. Поэтому три свадьбы играли на русский, вернее общероссийский лад, - только угощения были корейские, а одну - по-корейски.

- Основное отличие национальной корейской свадьбы - в большом количестве обязательных церемоний, - поясняет Галина Цхай. - Главная из них в том, что после ЗАГСа молодые первым делом едут к родителям и, кланяясь до земли, благодарят их за все, что мать и отец сделали: дали жизнь, образование, помогли встать на ноги... У нас-то самих была обычная советская свадьба - студенческая.

У супругов Цхай уже шесть внуков. Ни их, ни зятьев им даже в голову не приходит делить по признаку чистоты крови. Любят и гордятся всеми одинаково. В их кабинете на самом видном месте - портреты близких. Когда собирается вся семья, на столе неизменные корейские блюда из риса, капустный салат кимчи, суп коксу. Русские зятья тоже незаметно для себя «подсели» на национальную кухню. Галина гордится, что второй зять Володя, некогда большой любитель сала, теперь больше предпочитает острые корейские салаты.

Большая дружная многонациональная семья - это ли не подарок судьбы, о котором мечтает каждый? Анатолий Трофимович Цхай уверен, ему есть чем гордиться и за что благодарить судьбу.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram