Аргументы Недели → Общество № 45(183) от 12.11.2009

Как помешать бесам у власти?

, 17:32

4 ноября с.г. Дмитрий Медведев наградил 14 иностранных граждан орденами и медалями за вклад в укрепление дружбы, сотрудничества и развитие культурных связей с Российской Федерацией. Среди них орден из рук президента получил знаменитый художник и скульптор Михаил Шемякин. В беседе с обозревателем «Аргументов неделi» Дарьей Мартынкиной он признался, что относится к этой награде очень спокойно.

- Михаил, если награда не произвела на вас большого впечатления, то, может быть, впечатлило общение с Дмитрием Медведевым?

- Мы были знакомы и раньше. Нас свел Путин. Тогда мне нужно было держать связь с Путиным, но «связной», который у нас был, не справлялся со своей задачей. Я просил назвать другого человека, который мог бы делать это лучше. Путин пригласил в кабинет симпатичного молодого человека и сказал: «Вот Дима Медведев. Этот парень тебе нравится?» Я ответил: «Нравится, все нормально». Позже мы с Медведевым несколько раз встречались, беседовали.

- Правда ли, что вы подружились и с супругой президента?

- Светлана предложила мне подготовить перформанс на самом высоком уровне для Венецианского карнавала. Я согласился, и мы проработали вместе месяца два: сделали «Посольство Петра Великого» в Венеции. Все персонажи были одеты в костюмы по моим эскизам, выполненные Мариинским театром.

Шествие открывали Петр I и Екатерина II. Шикарный Петр I - мужчина за два метра ростом и Екатерина немногим его ниже. Потом шли гренадеры (высоченные парни, баскетболисты из Университета физической культуры имени Петра Лесгафта), следом карлики, лилипуты и крысята. Только с дамами, которым тоже полагалось участвовать в карнавальном шествии, была проблема: все девушки-баскетболистки из университета Лесгафта куда-то разъехались. Я был почти в панике. Прихожу в Мариинский театр, где проходили встречи для отбора статистов, и вижу: стоят 8 парней, все ростом за два метра и физиономии мальчишеские, пушок только прорезался. Говорю: «Ребята, в Венецию хотите?» Они хором ответили: «Хотим!» Ну тогда будете девушками.

Мы нарядили их в шикарные кринолины, высоченные парики. Только против каблуков они восстали. Но я как представил: спускаются мои дамы с пьедестала, поднимают юбки - а там у них кеды на волосатые ноги надеты... Нет, чулки и туфли! Получилось очень хорошо. Итальянцы (бабники они все!), когда увидели этих красавиц - из-за каблуков уже почти трехметровых, - просто обалдели.

- В том шествии, насколько я помню, принимали участие Вячеслав Полунин и Антон Адасинский?

- Да. Они приехали меня поддержать. Мы провели битву между постом и Масленицей по моим эскизам в память о Питере Брейгеле. И повторили хэппенинг Memento mori, который делали много лет назад вместе с Полуниным в Венеции. Полунин в костюме Пульчинелла вез трехметровый череп, на котором сидел Антон, изображающий Мефистофеля. Он играл на флейте, пил вино...

- Вы считаете, перформанс удался?

- В день прощания с карнавалом ко мне подошла очень довольная Светлана и сказала: «Миша, вы знаете, у нас полный успех! Правда, нас приехали проверить из правительства (она назвала мне несколько имен «ревизоров» - для меня они ерунда, мыльные пузыри). И эти чиновники в один голос предсказали, что нас больше не пригласят на карнавал». «Почему?» - спросил я. Светлана ответила: «Мы нос утерли всем. Посмотрите, как толпа нас принимает». Я с тех пор каждый год езжу на карнавал в Венеции и на больших видеоэкранах, где показывают лучшие эпизоды перформансов прошлых лет, регулярно вижу себя, Антона, Славу...

- Сейчас вы поддерживаете отношения со Светланой Медведевой?

- Тогда она была просто супругой Медведева, а сейчас она супруга президента. Поэтому ей пришлось сменить направление. Она переключилась на социальные программы, чтобы злопыхатели не сказали: «Что это жена президента занимается карнавалами?» Я мечтаю с ней снова встретиться и поговорить о том, чтобы создать Академию карнавала. Карнавал у нас в крови в силу стечения многих обстоятельств - хотя бы потому, что так много народов в России намешано. На российской почве возросли скоморохи, были колоссальные театры и Петр I с его безумными карнавалами. Историю смеховой культуры изучал наш ученый Михаил Бахтин. Правда, карнавал порой бывает печальным. Для меня сегодня тоже карнавал, когда я смотрю на некоторые физиономии из тех, кто страной управляет.

Думаю, Светлана как умная, интеллигентная и очень демократичная женщина поддержит идею создания Академии. Это помогло бы России регулярно участвовать в маскарадах и шествиях, которые проходят по всему миру. Позволило бы сблизить Россию со многими странами, где чтят карнавальную культуру. Что в свою очередь способствовало бы созданию нормального демократического общества в России. Мне нравится молодая и энергичная пара Медведевых. Нравится и то, что они окружают себя людьми с интересными взглядами. Если так будет продолжаться, Россия начнет пробуждаться от дремы.

Активен как всегда

Михаил  Шемякин недавно заключил контракт с Театром оперы и балета в Вильнюсе. Будет делать балет по Гофману - новую, по-настоящему страшную версию «Капелии». Шемякин разработает концепцию и либретто, а Кирилл Симонов займется воплощением этих идей. Шемякин и Симонов сделали вместе знаменитого «Щелкунчика», так что «Капелия» обещает стать не меньшим событием в театральном мире. 12 ноября в помещении Фонда Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге открылась выставка «Шар в искусстве».

Также Михаил Шемякин завершает работу над книгой в память о Владимире Высоцком. В ней будет 43 оригинальных работы художника, посвященных его другу, на обложке - двойной портрет Шемякина и Высоцкого. Продолжается работа над фильмом «Гофманиада», который М. Шемякин делает вместе с В. Полуниным и А. Адасинским. Это сюрреалистическое черно-белое кино. Уникальна операторская работа: над созданием визуальных «трюков» трудится Павел Семченко, основатель Петербургского инженерного театра, где все спектакли строятся на интересных конструктивных решениях и спецэффектах.

- Многим в нашей стране сегодня кажется, что с приходом нового президента наступает перестройка volume II. Вот и с американцами опять о разоружении договариваемся. Вы чувствуете нечто похожее?

- Я не настолько оптимист. Силовые структуры будут противиться этому. Ни для кого не секрет, что сегодня власть в руках силовиков. И ныне ситуация, может быть, даже более страшная, чем кажется на первый взгляд. Да, коммунисты в 30-е годы устроили геноцид, уничтожили лучших людей. И даже в периоды полной тирании у них было понятие ленинской морали, какой бы сомнительной она ни была. Не забывайте, что министр культуры СССР Екатерина Фурцева покончила с собой из-за строительства какой-то дачи. Представьте себе ее дачу и дачи сегодняшних нуворишей! Она строила себе полусобачью будку! Но ей поставили это на вид, и смелая, интересная женщина застыдилась.

А что значила фраза «партбилет на стол»? После такого в висок шла пуля! Человек сам себя вычеркивал из жизни! В тот момент, когда его исключали из партии, кончалась его жизнь. Конечно, были привилегии - подарки, баночки с икрой, поездки в Болгарию или Чехию. Но разве сравнится тот масштаб с сегодняшним? Мы пришли к тому, что у людей у власти не осталось морали - ни коммунистической, ни какой другой. Есть только немыслимые деньги, награбленные у страны и народа. Посмотрите, сколько журналистов убито со времени перестройки! И только несколько заказчиков поймали. Хотя всем известно, кому мешали талантливые журналисты, поднимавшие самые актуальные вопросы.

- Вы высказываетесь очень остро. Чувствуете себя в России безопасно?

- Нет, не чувствую. У меня врагов хватает. Я же из ночного дозора, а власть имущие - из дневного. Они вычисляют нас очень быстро. Я мешал этим бесам тогда, мешаю им и сейчас. После того как я выступлю, мне звонят друзья, привыкшие к тихой жизни, и говорят: «Миша, ты не боишься, что тебя просто-напросто хлопнут?» Недавно я говорил с одним кремлевским чиновником. Он сказал: «Слишком вы шумите, господин Шемякин». «Пристрелить бы меня, верно?» - спросил я. Меня поразила реакция этого чиновника. Он не стал кричать: как такое возможно в нашей стране! Он на несколько секунд задумался. И сказал: «Нет, сейчас уже поздно».

- В следующем году будет 30 лет, как не стало вашего друга Владимира Высоцкого. Как вы считаете, где бы он сегодня жил? Какое социальное положение занимал?

- В последние годы Володя мечтал об Америке. Он говорил: «Мишка, мы должны жить в этой стране с ее динамикой и напряжением». Он хотел сниматься в европейском кино. Даже была идея снять фильм, в котором Жерар Депардье играл бы французского офицера, Даниель Ольбрыхский - польского, а Володя - русского. Сценарий очень интересный: военные, освободившиеся из плена, начинают куролесить... Володя умер, и мечта снять этот фильм так и осталась мечтой. Выйти на западный уровень ему так и не удалось.

Думаю, сейчас он работал бы больше как киноактер. Володя понимал, что быть русским бардом за границей невозможно. Будет как с Сашей Галичем: на первый его концерт невозможно попасть, второй собирает ползала, а на третий не приходит практически никто. Языковой барьер решает все. А кончается это кабаками. И Вертинский в кабаках пел. Впрочем, Володя оставался верен себе. Спел бы разок, как он воспринимает сегодняшнее общество, - и ему несдобровать.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram