Чуваши удивительно признательный народ. Какой обряд ни возьми, все благодарят: то землю-кормилицу, то предков-заступников. Хорошо, что в холода по хозяйству дел немного, можно ритуалы не спеша провести, а заодно и повеселиться на праздниках.
Угощение для пращуров
Как только собирали чуваши урожай, так и вспоминали о предках. Обряд Кер сари посвящался всем умершим и проводился каждый год. Поминать каждого человека полагалось столько лет, сколько он прожил. В его честь зажигали свечу и обращались к нему с молитвой. В отдельную посуду откладывали часть жертвенной пищи, которую потом выкидывали или выливали в определенное место во дворе, к воротному столбу или на улицу в сторону кладбища - считалось, что именно так можно пращуров угостить.
За новый урожай тоже нужно было вознести благодарение Всевышнему. В давние времена чуваши не имели права есть хлеб из нового зерна и пить новое пиво, пока не совершат обряд Чуклеме - освящение нового урожая, пива и хлеба. С караваем в руках основатель рода или глава большой семьи возносил молитвы богам, просил всем членам семьи здоровья, достатка и благополучия, защиты от пожаров, врагов, стихийных бедствий. Затем собравшиеся стоя пели величественную песню плуга и сохи «Алран кайми». И запускали по кругу «любовный» ковш, в котором было старое пиво, смешанное с новым. Каждому гостю передавали хлеб и сыр. После произнесения всех слов признательности богам и природе можно было начинать веселье.
Для шумных праздников и дома не жалко
Глубокой осенью проходили особые посиделки - Хер сари (девичье пиво). Девушки по всей деревне собирали муку, хмель, солод, зерно, пекли из них пироги и варили пиво. Приглашали подружек и к вечеру закатывали свой девичий пир. На огонек с удовольствием заглядывали и парни - пивка свежего отведать, повеселиться и невест присмотреть. Тем паче, что о месте празднования заботились все вместе еще летом. Затеет кто-нибудь строительство нового дома, молодежь с удовольствием помогает. Ниме - коллективная бесплатная помощь - тоже традиционный чувашский обряд. А осенью или зимой хозяева-новоселы в знак признательности предоставляли молодым односельчанам свой дом для шумных праздников. Сами же, прихватив гостинцы, отправлялись к соседям.
С пустыми руками у чувашей ходить друг к другу было не принято. Хоть буханку хлеба, да прихвати. Или чашку муки, или орешки для детей. Но особенно любили попотчевать дорогих соседей собственным пивом. У чувашей испокон веков в каждом дворе рос хмель. И каждая семья делала свое пиво, рецепт которого тщательно оберегался. Пиво не коньяк - оно хорошо молодым. Потому варили его ко всякому большому празднику. Ну а как только готов хмельной напиток, в дом собирается вся родня. Более крепкие напитки чуваши не любят - водка, самогонка у них не в чести.
- Никогда не видел у нас в деревне пьяных. Хотя иной раз несколько дней без перерыва ходили друг к другу в гости и пивом угощались, - подчеркивает Николай Васильевич Дмитриев, преподаватель уфимской чувашской воскресной школы. - Пьяных не было - только веселые: чуть что, так сразу и запевали!
Петь с рождения и до смерти
Песню, кстати, у чувашей обычно заводят гости в благодарность за вкусное угощение. И гостевых песен у этого народа множество. Песня сопровождала чуваша с рождения до смерти - в трудную минуту помогала, в счастье вдохновляла. Даже в национальных легендах ее называют «другом жизни».
Самые короткие дни в году певучие чуваши тоже расцветили озорным праздником. Вокруг дней зимнего солнцеворота (21-22 декабря) целую неделю они отмечают Сурхури, схожий с тюркским Нардуганом. С самого утра дети ходили по домам и обсыпали сени и горницы... горохом. Сыплют щедрую пригоршню сухого гороха да приговаривают:
Пусть лавки будут полны ребят,
На полу же полно ягнят.
Один конец стада пусть
будет у водопоя,
Другой конец - в хлеву.
Хозяева в ответ угощают малышню пирогами и орешками. Следом с благопожеланиями дворы обходила молодежь. А к вечеру девицы собиралась на посиделки - Улах - и гадания. Судьбу узнавали, к примеру, по рассыпанным по полу зерну, углю и монетам и расставленным чашкам с водой. Приносили петуха и смотрели, куда он пойдет. Если к зерну - жених будет работящим, к углю - бедным, к монетам - состоятельным. Если направится утренний певун к чашке с водой - будущий муж будет пьяницей. Ну а если петух с места не тронется, значит, девушка замуж не выйдет вовсе. Особо смелые, вооружившись зеркалом, свечой и покрывалом, шли ночью в баню. Считалось, что ровно в полночь в зеркале можно увидеть суженого.
Во время Сурхури по вечерам ходили ряженые (светке), которые разыгрывали всевозможные юмористические сценки. Чуваши считали, что в зимнее время на земле торжествует темная, разрушительная сила. Ряженые символизировали злых духов. И встречать их положено кнутами, чтобы прогнать печаль и страхи из своей жизни.