Есть в России люди, благосостояние которых в прямом смысле зависит от того, удачной ли была охота. В удэгейском селе Красный Яр, что в Приморском крае, подавляющее большинство мужчин - самые настоящие охотники. Эти люди здорово отличаются от городских офисных охотников-любителей, которые по выходным выезжают в лес пострелять из ружья.
Лес - тоже дом
- Не стоит думать, что мы ходим в лес как на работу, - говорит один из лучших удэгейских охотников Сергей Калугин. В свое время охотиться его научила бабушка-удэгейка. Отец - русский, на охоту никогда не ходил. - Если мясо в семье есть, можем и дома остаться. Лишнего охотнику не надо. В наших лесных домиках всегда есть запас спичек, провизии. Мы друг для друга оставляем. Ведь в лесу всякое случается: и заблудиться может человек, и просто припоздниться. Наши охотники могут оставить в таком домике даже ружье, а рядом с ним - снегоход. И их никто не возьмет. Если сравнивать с соседними областями, у нас рядом тут, например, Приморский горно-обогатительный комбинат «Восток‑2», так вот там, если чего оставишь, может и пропасть. А у нас с этим очень строго.
Удэгейские охотники - люди суеверные. Есть у них священные места - богомолки. Проезжая мимо, охотник обязательно в таком месте остановится и помолится. Может попросить у бога леса хорошей охоты, а у бога воды - рыбалки. В благодарность оставить патрон, сигаретку зажечь и даже чего-нибудь горячительного в стакан налить: всем, что самому дорого, поделиться с таежными духами. Постороннему человеку такого обряда не увидеть. При чужаках молиться не принято. Но и просто так мимо проехать нельзя. Хотя бы мысленно с духами поговорить необходимо.
Лишнего у богов не просят. Говорят, что если все из леса в дом тащить, то в лесу ничего не останется. Кроме того, лес - тоже дом.
Так что и смысла нет: из одного дома в другой перетаскивать, только силы понапрасну тратить.
И можно серьезно к охотничьему быту относиться, можно с улыбкой, но только где-то в тайге зверя может не быть, а здесь всегда и зверь есть, и рыба.
Вокруг трудятся несколько десятков лесозаготовительных компаний со всего края. Вырубают лес, от этого мельчают реки, уходят рыба, зверь. Удэгейцам часто говорят: отдайте землю, мы вам будем помогать. Но как ее отдать, удивляются они, если мы ей живем? Только год от года жизнь эта становится все сложнее. В советское время заработки у охотников были хорошие. Снегоход, например, две тысячи рублей стоил, а за сезон на пушнине зарабатывали по пять. Сейчас приходится бить больше зверя. Мех здорово подешевел. Один соболь стоит тысячу двести рублей. За два сезона 150 тыс. на снегоход не набрать.
Священное животное, однако!
Удэгейцы никогда не охотились на тигров. Только по случайности могли застрелить. В этом случае молились, чтобы боги простили охотнику невольное убийство. Но помогало это не всегда. Старожилы уверяют, некоторые из тех, кто убивал тигра, начинали болеть и потом умирали.
- Где-то на охрану тигров деньги выделяют, а у нас их тут очень много, - смеется Сергей. - Мое личное мнение, что все эти фонды дикой природы исключительно для того придумали, чтобы самим себе - охранникам зверей - зарплату начислять. А удэгейцам не платят за нее, но тигра тут целая куча. И точное число вам никто не назовет. Знаете почему? Потому, что чем его у нас тут, по статистике, меньше, тем лучше его надо охранять.
Несмотря на то что в соседнем Китае очень ценятся и шкура, и многие внутренности тигра, удэгейцы браконьерством не промышляют. Тела случайно убитого хозяина тайги не трогают. Помолятся, да так и оставляют в лесу. Священное животное все-таки.
В последние годы к Красному Яру подвели дорогу. Стали появляться охотники из Хабаровска, Владивостока. Местные с ними дружат. Заезжие в ответ на гостеприимство стараются соблюдать традиции. Например, часть пойманной рыбы отпускают, лишнего не берут. Из-за процесса приезжают, а не ради добычи. А те охотники, что до села добираются, по сравнению с местными снайперами стрелки никакие. Лицензию на кабана или зубра купят, ходят, стреляют. Чаще мимо. И конечно, все знают, что с охотой в Красном Яре строго. Если кто где напакостит, хозяин участка может и ружьем пригрозить.