Аргументы Недели → Общество № 44(182) от 05.11.2009

Новая мордовская пятилетка

, 14:45

V Всероссийский съезд мордовского народа (эрзян и мокшан) собрал в Саранске более 300 делегатов из 23 регионов России, а также и сопредельных государств. Многие делегации появились в зале заседания в красочных национальных костюмах. Еще бы! Такой мордовский форум проходит один раз в пять лет.

По шутливому замечанию одной из участниц, «появление мордовки сначала слышно, а потом видно». Общий официальный имидж съезда был разбавлен красотками в красно-белых узорчатых платьях, цветастых платках-коронах и набедренных повязках с бубенцами. Праздничную атмосферу создавали национальные музыкальные коллективы, которые выступали в перерывах прямо в фойе. Под мокшанские и эрзянские песни пускались в пляс гости из Татарстана и Башкортостана, Пензы и Удмуртии, Эстонии и Карелии, Приморского края и даже представители крымской мордвы.

Национальная надбавка

Открыл съезд Глава Республики Мордовия - Николай Меркушкин. Как и большинство выступавших, он приветствовал собравшихся по-мордовски.

- Для нас 2009 год ознаменован важным событием: Президент России Дмитрий Медведев подписал недавно указ о праздновании в 2012 году 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Это признание огромного уважения к нашей истории. Предстоящий юбилей станет торжеством дружбы наших народов, того уникального и взаимообогащающего сплава культур и национальных характеров, на котором всегда стояла наша Родина. Я знаю, что мордовскую диаспору очень волнует жизнь нашей республики, и, поверьте, со времен IV съезда мордовского народа в ней многое изменилось к лучшему. Мы укрепили свою репутацию как одного из самых динамично развивающихся регионов страны и продолжаем делать все для того, чтобы в республике царили стабильность и атмосфера согласия в обществе. Пять лет назад делегаты дали нам наказ расширить сферу использования национальных языков. Я хочу отметить, что за последний год в свет вышли новые учебники для всех классов на мокшанском и эрзянском. Со 2-го по 4-й класс национальные языки изучаются теперь и в русских школах, а родной язык, мордовская литература, история культуры родного края теперь в республиканской программе и являются обязательной частью учебного плана для всех общеобразовательных учреждений. Увеличилось и количество русскоязычных школ, где мордовский язык преподается как предмет: в 2001 году их было всего 39, сей-
час - 322!

Впрочем, участники V съезда - приезжие из других регионов и проживающие в разных районах Мордовии - признавались, что точное выполнение наказов превратилось у руководства в хорошую традицию. Сегодня в Мордовии действует целая программа по привлечению на преподавательскую работу выпускников школ из других регионов страны с компактным проживанием мордвы. Ребят с радостью ждут во всех вузах и учебных заведениях, где готовят кадры для национальных школ и учреждений культуры. Причем после получения специальности их готовы трудоустроить в столичном Саранске с обязательной 25%-ной надбавкой к зарплате!

 Мать-Земля в новом издании

Много обсуждений и споров было вокруг сохранения и пропаганды культурно-исторического наследия мордовского народа. Недавно в московском издательстве перевели на мокшанский и эрзянский, а затем издали энциклопедию «Мордовия» и книгу «Мордва». Участникам съезда представили уникальную иллюстрированную энциклопедию «Мордовский национальный костюм» и «книгу книг» мордовского народа - национальный эпос «Масторава». В финно-угорском мире «Масторава» занимает почетное место в ряду таких масштабных поэм, как карело-финская «Калевала» и эстонский «Калевипоэг». В последний раз художественный перевод мордовских преданий публиковался тридцать лет назад, в 1978 году. Само название «Масторава» происходит от слияния двух слов - мастор, то есть «земля, страна, государство» и ава - «женщина». Это имя у древних эрзян и мокшан носила Мать-Земля, богиня плодородия, которая заботилась о благоденствии своего народа. А теперь свод легенд, сказок и поучительных преданий стал доступен и на певучих мордовских языках, и в литературном переложении на русский. Правда, новый перевод вызвал неоднозначную оценку у участников съезда: кто-то обвинял издателей в небрежном отношении к тексту и множестве опечаток, другие критиковали чересчур вольное обращение с эпосом и неточности перевода.

Мордовский языковой канон

Проблема языка возникала на протяжении всех трех дней съезда. Обсуждали возможность формирования единого литературного канона языка для всей мордвы. С этой инициативой выступила группа ученых-лингвистов, которых волнуют расхождения между существующей разговорной речью и «языком документов и книг». Разумеется, это будет длительный процесс, и займет он не одно десятилетие. Не должен он навредить и самим носителям языка. Многие писатели, ученые и журналисты всерьез озабочены расхождением норм и правил родной речи. Они предлагают свои варианты решения проблемы. К тому же разработка новых канонов должна поспособствовать росту национального самосознания. В 2013 г. пройдет очередная Всероссийская перепись населения, а это значит, что перед представителями мордвы вновь встанет проблема этнической самоидентификации. Участники съезда предложили направить максимум усилий на то, чтобы за оставшееся до переписи время научить соплеменников гордиться своей национальностью. Для этого предложено создать сеть региональных корпунктов, где журналисты могли бы полноценно освещать жизнь мордовской глубинки, а также регулярно проводить в самой республике и соседних регионах праздники - Дни Мордовии и Дни языка.

Жаркие споры разгорелись вокруг таких безобидных на первый взгляд тем, как преподавание родного языка, работа этнических СМИ, подготовка национальных педагогических кадров, а также этнокультурное сотрудничество в условиях урбанизации. В результате участники составили список приоритетных задач на следующую «мордовскую пятилетку», которые и вошли в итоговую резолюцию.

Заразительная красота

Не обошлось на съезде и без традиционной культурной программы. Второй день форума завершился феерическим показом высокой финно-угорской моды. Официальная сцена за считанные минуты превратилась в сказочный подиум, по которому горделиво вышагивали модели в мордовских нарядах современного кроя из мастерских «Сюлгамо» и «Красный цветок», порхали волшебные девушки-птицы из театра моды «Иненармунь», выступали статные красавицы из студии «Бояравани» и гостьи из «Тейтерь инже». Модельерам публика аплодировала стоя, а большинство делегатов-женщин признавались, что с удовольствием добавили бы к своему гардеробу творения финно-угорских мастериц.

А в последний день съезда показать свои умения гостям из Мордовии и регионов вышли саранские танцевальные коллективы «Умарина», «Келу», «Вастома», ансамбль древней музыки «Торама» и исполнительницы фольклорной песни из Подмосковья и Тюменской области.

Настроение мордовского форума наиболее точно выразил заслуженный артист России Николай Чиндяйкин, чей род, оказывается, происходит из мордовского села Алово:

- Вы не представляете, какие вы счастливые! Вас, то есть НАС, - так много, и мы вместе! И это очень правильно: позиционировать себя в стране и в мире как единый мордовский народ. В Италии - а это крошечный полуостров - 40 разных национальностей. Все они выбрали себе один национальный язык, но корней и родства своего не забыли. И отлично живут! Вот и нам надо определиться и с оптимизмом смотреть в будущее.

С твердым намерением жить лучше итальянцев мордва России разъезжалась со съезда - выполнять планы своей очередной «мордовской пятилетки».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram