Аргументы Недели → Общество № 44(182) от 05.11.2009

Народов много – страна одна!

, 14:34

В Москве прошло Всероссийское совещание представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации государственной национальной политики и этнокультурного развития регионов России. Первое за последние три года. В чем была его  необходимость и каковы итоги «большого сбора»? Об этом НА беседует с директором Департамента межнациональных отношений Минрегиона России Александром Владимировичем ЖУРАВСКИМ.

- Из 60 регионов страны приехали люди, отвечающие в своих регионах за вопросы реализации национальной политики. Несмотря на то что мы довольно часто встречаемся на разного рода мероприятиях, такая встреча федеральных и региональных властей была необходима. Мы обсудили вопросы профилактики этнического экстремизма, гармонизации межэтнических отношений, укрепления общегражданской идентичности, обеспечения этнокультурного развития народов Российской Федерации. Обменялись опытом и пониманием дальнейших направлений совместной деятельности и ее координации. Большинство участников говорили, что проблем и вопросов так много, что пора вернуться к традиции регулярных селекторных совещаний.

- В чем причина такого стремления регионов общаться?

- Сфера межнациональных отношений и в целом государственная национальная политика - это межотраслевая сфера. Здесь вопросы культуры, образования, безопасности тесно переплетены и взаимоувязаны. Наши коллеги в регионах, так же как и мы, часто вынуждены решать задачи межотраслевого характера, требующие высокой степени скоординированности, а иногда и согласованности, в том числе и на федеральном уровне. Кроме того, существует макрорегиональная специфика, различия в межэтнических ситуациях, сложившихся, например, на Юге России или на Дальнем Востоке. И здесь решение проблемы достигается не на региональном, а на межрегиональном или даже общероссийском уровне.

- Сегодня структура исполнительной власти, отвечающая на местах за вопросы этнокультурного развития явно не унифицирована. Где-то этим ведает министерство печати, где-то культуры. Изредка встречаются министерства или комитеты по делам национальностей... Возможны ли согласованные действия такой неоднородной системы?

- Единой унифицированной структуры исполнительной власти на региональном уровне в нашей сфере действительно нет. Но это не мешает скоординированности действий органов исполнительной власти разных уровней. Более того, мы договорились о необходимости регулярных межрегиональных совещаний, ближайшее из которых состоится в декабре этого года на Юге России. Договорились о методическом и информационном сопровождении реализации государственной национальной политики, о доступе к открытым данным результатов социологических исследований, проводимых нашим министерством и коллегами из регионов. О совместном проведении комплексной информационной кампании, направленной на укрепление общероссийской идентичности и гармонизацию межэтнических отношений.

- Позволю себе усомниться в пасторальности отношений между разными органами госвласти. Например, выступавший помощник прокурора заявил, что прокуратура внимательно наблюдает за тем, как в некоторых республиках взращивают «карманный сепаратизм», и начнет действовать, когда регионами будет перейдена грань дозволенного законом. В зале повисла тишина,  было очевидно, что многими это было воспринято однозначно. Есть ли основания для такого рода «угроз»? 

- Коллега из Генпрокуратуры, осуществляющей надзор за соблюдением законности в сфере межнациональных отношений, никому не угрожал. Он просто напомнил о том, что всем давно известно: сфера межнациональных отношений имеет не только культурологическое и цивилизационное измерения, но и измерение национальной безопасности. Существуют риски и угрозы политизации этнического фактора, искусственной возгонки межэтнических конфликтов. Когда нет совместных усилий федеральных и региональных властей, гражданского общества, тогда очень быстро появляются другие факторы, подпитывающие в том числе и сепаратистские настроения. У них нет проблем с ресурсами, и они не стесняются в методах достижения целей.

- Вы имеете в виду зарубежных «друзей» нашей страны?

- В том числе и их. Мы видим, что многие зарубежные грантодатели, несмотря на мировой  финансово-экономический кризис, не только не уменьшили, а в некоторых случаях даже существенно увеличили выделение средств на работу в области межэтнических отношений в России, а особенно на Северном Кавказе. Активно финансируются проекты, связанные с проблемами нелегальной миграции, ксенофобии и мигрантофобии.

-  Вы полагаете, что зарубежные гранты направлены на дестабилизацию российского общества?

- Далек от мысли, что все они несут в себе цель ухудшить ситуацию в Российской Федерации. Но практика показывает, что предоставление части из них сопряжено с определенными условиями и вполне конкретной идеологией. Не всегда эта идеология комплиментарна в отношении Российского государства, а методология, предлагаемая в качестве панацеи от межэтнических проблем и конфликтов, порой не работает даже там, где она разрабатывалась.

- Например?

- Идеи интеграции, мультикультурализма и толерантных отношений в том идеалистическом подходе, который нам часто предлагается, в Европе и в США не работает. Там колоссальные проблемы с интеграцией мигрантов разных поколений, с учетом (точнее, не учетом) этнокультурной и религиозной специфики прибывающих сообществ, с непризнанием за национальными меньшинствами в ряде западноевропейских и восточноевропейских государств равных прав с большинством. Напротив, европейским коллегам есть много чего полезного позаимствовать из российского опыта межэтнических отношений и межкультурного диалога. Вместе с тем, я убежден, что постоянно кивать на внешнего врага - значит заниматься самообманом и оправданием собственной бездеятельности.

- Но чтобы противостоять нашим зарубежным советчикам, нужны средства на ту же информационную кампанию, на межнациональные мероприятия. Расскажите поподробнее о сути этой кампании. На совещании показывали любопытные ролики, где такие молодежные кумиры, как Тимати, Жасмин, Сукачев и многие другие, весьма искренне размышляли о дружбе народов.

- В этом году состоялось более 40 тысяч показов роликов социальной рекламы в региональных телесетях. Сейчас на очереди федеральные телеканалы, наружная реклама в крупных городах, множество проектов в Интернете. На информкампанию министерство в этом году выделило 65 миллионов рублей. Основной целевой аудиторией является, конечно, молодежь, которая должна разделять идеи гражданской солидарности и гармоничных межэтнических отношений. Основной старт кампании намечен на ноябрь. Параллельно заработает система оценки эффективности и мониторинга кампании, которая позволит корректировать информационную работу в зависимости от региональной специфики. В основе этой кампании несколько базовых идей. Наша цивилизация - синтетическая, она объединяет культурные традиции множества народов России, и в этом синтезе большое не поглощает малое. Поэтому на протяжении веков происходит интеграция без ассимиляции. В России проживают 182 народа, каждый из которых вносит свой достойный вклад в государственное строительство и российскую культуру. Народов - много, страна - одна. И единство страны обеспечивается нашей гражданской идентичностью, гражданской солидарностью, гражданским единством.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram