Население России стремительно уменьшается. Демографическими проблемами занимаются на самом высоком государственном уровне: первые лица страны не скрывают своей озабоченности этим вопросом. Ныне рождение детей поощряют субсидиями и льготами. В наиболее благополучных регионах многодетным семьям помогают решить и жилищные проблемы. Однако беби-бума не наблюдается. Раз уж современные экономико-социальные меры пока не дали результата, самое время обратиться к вековой народной мудрости.
Как и другие народы, башкиры всегда полагали, что дети - главное богатство. И чтоб национальная «сокровищница» была всегда полна, подстраховывались многочисленными ритуалами да обрядами. Готовят девушку к свадьбе: снимают такыя - девичий головной убор - и надевают женский - кашмау с коралловыми украшениями и расшитым «хвостом» сзади. И в это время наставляют: «Будь плодовитой, как перепелка, будь осторожнее сороки, будь чище воды текучей, будь верной мужу. В нашем доме ты была игрушкой, в доме мужа ты будешь работница. Рожай каждый год, а если сможешь, то и каждый месяц, но еще лучше - каждый день!» Кстати, есть у основательных башкир и особый способ закрепить свое пожелание - похлопать того, кому желаешь, по плечу. В этом случае уж точно все исполнится.
Перед первой брачной ночью молодоженам строго наказывали: «Ложитесь вдвоем, вставайте втроем». И укладывали их непременно под одну перину, на одну подушку.
- Нынче совсем не так, - сетует Розалия Султангареева, доктор филологических наук, знаток народных башкирских обрядов и обычаев. - Раньше полагалась только одна подушка на двоих, чтобы всегда быть вместе!
Если дитя долго не рождалось, то его просили у скал. Благо под рукой Уральский хребет. Выбирали место, где есть ниши и трещины, которые воспринимались природной метафорой женского лона. Их обмазывали сливочным маслом - угощали камни. Потому гроты знаменитой пещеры Шульган-Таш сытно «умаслены» прапрапрабабушками наших современниц. Они приходили на поклон к лону Матери-земли и мазали его, насколько хватало роста. «Кормили» да приговаривали: «Прошу тебя, земля, дай мне дитя. Я тебя угощаю, а ты мне ребенка дай». Оставляли хлеб, мягкие пресные кусочки юаса (жареное тесто) - тесто считалось символом, притягивающим плодородие.
Были и другие способы, гарантирующие потомство. Например, до того как деревня проснется, искупаться в утренней росе. Сделать это нужно было семь раз, затем обойти деревню и пройти через семь ворот. Считалось, если нет ребенка, то это какие-то недобрые силы ставят невидимые преграды в женских органах. И сколько ворот пройдешь, настолько твое лоно и откроется для дитя.
- Это типичный прием снятия психологического напряжения, - проводит параллель Розалия Асфандияровна. - Но психотерапия появилась сравнительно недавно, а вот такие приемы в народе применялись давно.
Способствует плодовитости также зоревая вода. Башкиры убеждены, первые лучи солнца заряжают ее особой плодородной энергетикой. Этой водой и умыться полезно, и попить 28 дней подряд, то есть полный лунный месяц. Тут важно не пропустить самый молодой месяц. Появляется серпик луны - ему произносят благопожелание: «О, месяц, месяц, как сам округляться будешь, так и мне дай возможность округлиться». С этого дня каждое утро жаждущая стать матерью должна ходить за зоревой водой. А на 14-й день луны - в полнолуние - нужно на ночь поставить на подоконник воду. Этой заряженной лунным светом водой нужно умыться, ополоснуться и выпить три глотка.
- Наши предки примечали подобное своим ощущениям или желаниям в окружающей природе и пытались применить для себя. Мы это называем мудростью, а ведь ничего мудреного-то и нет. Просто нужно жить в согласии с природой! - подытоживает опыт соплеменников башкирский этнограф. - Природа многое дает нам даром! Нужно только уметь воспользоваться этими подарками. И знать меру. Без меры природа тебя отторгнет.