Раз уж даже он, известный и уважаемый человек, выстраивавший свой бизнес параллельно с выстраиванием отношений с властью и силовиками, который может позвонить самому высокому начальству, будет им принят и выслушан - не знает, как ему отбиться от стражей порядка, лезущих в его карман...
Откуда такие вседозволенность и безнаказанность? Откуда такое твердое убеждение, что, нацепив погоны, и получив милицейское удостоверение, можно уверовать в свою безнаказанность. И сполна ощутив собственную вседозволенность, получить право внаглую нарушать закон?
«Оборотни в погонах» на пустом месте не рождаются. Для этого требуется соответствующим образом - старательно и обильно - унавоженная почва. Которая без попустительства руководства не появится.
Начинается все, понятно, с малого.
Возьмем, для примера, Иркутскую область. Здесь с приходом на должность начальника областного УВД генерала Антонова в корне изменилась вся система, связывающая автомобилистов и милицию. По рассказам местных, в областном объединении ветеранов лежат пачки жалоб - этому «контингенту» каждую копейку беречь приходится. И по их утверждениям, обслуживание автомобилистов отдано некоему ООО.
Взятка за техосмотр выросла, по жалобам ветеранов, с 3 тыс. рублей до 6 тысяч. Теперь за 3 тыс. регистрируют только по звонку, являя особую милость. Избалованной столице такая сумма покажется мелочью, но в небогатой провинции не смеются. По утверждениям ветеранов, ГУВД выступило как законодатель: запретило своим ведомственным актом на территории Иркутской области менять на машине два агрегата одновременно. Например, кузов и двигатель с составлением положенных сверок.
В милиции нам объяснить причину не сумели. Между тем в том же ветеранском объединении автомобилистов нашлось немало сверок на два и более агрегата. Оказывается, достаточно заплатить 15 тыс. рублей.
Мелочи? Мелочи. Все знают, что милиция устроила из техосмотра себе кормушку. Имилиция знает, что все знают. Но так ведь никто не останавливает!
Идем дальше.
Так, при проверке эффективности использования средств областного бюджета, проведенной ревизионной комиссией администрации выяснилось, что в штате ГУВД числились 2414 сотрудников, которых должен был обеспечивать федеральный бюджет. Но сверх того из областного бюджета на их содержание было только в 2006 году потрачено почти 412 миллионов рублей, или по 14 с лишним тысяч в среднем на человека в месяц. То есть милиционеры необоснованно получали надбавки, которые вполне могли бы достаться учителям, врачам и прочим бюджетникам.
Не менее вольно ГУВД распоряжалось бюджетными деньгами, когда речь шла о заключении государственных договоров на покупку товаров и услуг. По материалам проверки, за год милиционеры приобретали товары с нарушением требований законодательства на сумму более 37 миллионов рублей. Особо любопытны лоты, приобретенные без конкурса. Почти 3,5 миллиона рублей ГУВД заплатило ООО «Тойота Центр Иркутск». Как в таком случае можно интерпретировать популярный в Иркутске слух о том, что именно начиная с 2006 года генерал Антонов стал передвигаться на Land Cruiser и Toyota Camri?
Вот письмо на имя экс-губернатора Иркутской области Тишанина, подписанное Александром Бастрыкиным: «Горрайонами внутренних дел области повсеместно допускаются манипуляции со статистическими сведениями о состоянии преступности, укрывательство преступлений от учета и необоснованная постановка на учет несуществующих преступлений, особенно экономической направленности. <...> Изложенное свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны руководителей ГУВД Иркутской области за соблюдением в подведомственных территориальных органах внутренних дел законов при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности».
Что, последовали какие-то действия в отношении областного милицейского начальства? Взыскания, выговоры? Ничего подобного. И бюджетные средства, выходит, тратились правильно. И закупки машин без конкурса совершенно законны. И никакие манипуляции со статистикой не подтвердились - выходит, соврал товарищ Бастрыкин.
Отчего же не пойти дальше?
По сообщениям местных СМИ, зимой нынешнего года сгорели здания Тулунского ГОВД и Куйтунский РОВД. Сгорели секретные документы, уголовные дела и множество оперативных материалов, табельное и изъятое оружие. Пострадали люди. Уголовного дела не заведено. Какие дела были выведены из оборота из-за утери данных? Никаких комиссий в МВД по фактам утери дел не создавалось. Пожарных наказали, и правильно сделали. А вот с руководства как с гуся вода.
В декабре 2008 года в районе городка Слюдянка, где проходит престижная горнолыжная трасса, которую опробовал в свое время Путин, сотрудниками Следственного комитета разгромлена огромная без преувеличения банда, целиком состоявшая из местных милиционеров. Только по 209-й статье (бандитизм) арестованы 9 человек, еще 6 бывших оперов ждут своего под подпиской. И следствие еще только разворачивается. Возглавлял банду начальник милиции общественной безопасности.
Случай беспрецедентный. Но Россия ничего не узнала про ограбления водителей грузовых машин людьми в масках и в милицейской форме. Видимо, ГУВД Иркутской области удалось «урегулировать» вопрос в Москве, и прессу в скандал не допустили.
После подобных ЧП остро встает вопрос о кадрах и тех, кто отвечает за работу с ними. В ведомстве Антонова, возглавляющего милицию Иркутской области, таким вопросом не задавались.
А ведь начиналось все благородно. Генерал Антонов занял свое нынешнее место как раз после того, как в 2003 году в должности главного инспектора МВД РФ направил на имя Рашида Нургалиева рапорт, в котором описал, как прежний глава Иркутского УВД Россов участвует в борьбе хозяйствующих субъектов. За что тот вскоре и поплатился креслом. Нургалиев тут же Антонова и поставил на Иркутскую область исправлять все, что он в своем донесении разъяснил. И генерал, видимо, сломал старую систему. Раз уж у него появилась своя собственная.
Команда, или свита генерала-лейтенанта, играет решающее значение в кадровых изменениях областной милиции. «Чужих» здесь не жалуют. Если же командный состав не вписывается в это окружение, его зачищают. Этим по большей части объясняется беспрецедентное количество исков подчиненных против Антонова. Квалификация, преемственность, оперативный опыт тут мало что значат.
Почти все суды против своих экс-подчиненных генерал проиграл, в том числе и в областной инстанции и даже в Верховном суде РФ. Однако судебные решения и не думает исполнять, поскольку, видимо, убежден, что милиция и закон находятся в совершенно различных - параллельных непересекающихся плоскостях.
Одновременно с этим состояние областной милиции резко ухудшилось. Расставив доверенных людей на посты, Антонов по положению руководителя отвечает и за их дела.
Но за многие вещи он отвечает сам.
Милицейская команда комплектуется не враз, нужны время и должности для ее новых членов. Вот начальник крупнейшего в области Свердловского РУВД Владимир Маричев не вошел в команду, хотя управление свое содержал исправно. Но отношения с генералом не сложились. Сам Маричев сказал нам, что в коррупционную связь Антонова со своим окружением не верит. Считает что просто генерал-лейтенант передоверялся прохвостам и бездарям. Что ж, возможно. Тем не менее Владимир Анатольевич не согласился с генеральской оценкой своей работы прямо на совещании, в присутствии свиты и «рабочих лошадок» областного розыска. Сейчас он уже думает об увольнении.
Первый заместитель начальника Усть-Илимского УВД Игорь Хамуев тоже выиграл ряд процессов против начальства: «На протяжении последних трех лет у меня конфликт с моим начальником, полковником Палёхой. Скажу прямо: он делает все, чтобы снять меня с должности. Однако мою правоту неоднократно подтверждал суд. Я неоднократно писал рапорты на имя начальника ГУВД Антонова, но никаких мер он не принимает», пишет сайт Усть-Илимск - on-line.
Можно было бы предположить, что честный генерал-лейтенант Антонов воюет с проворовавшейся милицией Иркутской области, пытается навести порядок. Можно было бы, если бы не Land Cruiser, не дело о милицейской банде, спущенное на тормозах, не кормушка автодорожного «бизнеса», не многочисленные судебные решения.