Чеченкам сестрам Аржиевым - ученицам кутюрье Зайцева - необычайно повезло. В достаточно юном возрасте они получили в свое распоряжение именной дом моды площадью 1470 квадратных метров. Самый крупный во всем Южном федеральном округе. А в добрый профессиональный путь милых чеченских барышень провожали не кто-нибудь, а всемирно известные Роберто Кавальи и Вячеслав Зайцев. А также президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который, судя по обилию комментариев, и был мотором всего происходившего. Злые языки только гадали, во сколько обошелся бюджету дотационной республики звездный десант дизайнеров одежды в сопровождении десятка длинноногих красавиц из московского модельного агентства.
Суть в другом. Уже несколько лет по всей стране возрождается интерес к национальным традициям в одежде. Практически во всех республиках и большинстве областей России можно обнаружить небольшие студии, как правило, при местных училищах и институтах культуры, где молодые люди упорно создают коллекции одежды с отголосками народных орнаментов. Хотя прекрасно понимают, что сегодня это путь в никуда. Ведь при общем упадке отечественной легкой промышленности надеяться на то, что даже самые удачные разработки станут когда-нибудь массовыми хотя бы в пределах региона, не приходится. Но несмотря ни на что, я своими глазами видела, что такую одежду придумывают и шьют в Саранске, Якутске, Великом Устюге, Омске, Абакане, Саратове, Салехарде, Уфе...
Признанный лидер движения за национальную самобытность в одежде - Казань. Здесь давно и регулярно проходят показы коллекций национальной моды. Хотя упор делается на конфессиональные - мусульманские - каноны: непрозрачность ткани, закрытые до кистей руки, отсутствие подчеркнутой линии талии и платок на голове. Теперь вот Казани бросил вызов Грозный.
Причем упор в столице Чечни решили сделать на вечерние и свадебные наряды. И это тоже неслучайно. В последние годы мне не раз приходилось слышать от молодых девушек, что они готовят на свадьбу два наряда. Для первого дня - обычное белое, а для второго - в своем национальном стиле.
Конечно, столь широкие жесты, как открытие домов моды национальной одежды, могут позволить себе не все регионы, но поддержать региональными грантами талантливых молодых дизайнеров, обратившихся к народной традиции, необходимо. Ведь финансовый кризис не вечен, а талант и самобытность - самые надежные вложения в современном мире.
Процесс обретения себя через выбор нестандартной одежды весьма деликатен, и здесь главное - не перегнуть палку. Если власть, не дай бог, начнет диктовать гражданам и гражданкам, как им одеваться, то начавшийся было процесс возрождения национальной моды будет надолго заморожен. Мода - это ведь прежде всего свобода выбора.