- Юг - традиционное место летнего «чеса» российской попсы. Вы со своими этническими плясками решили составить им конкуренцию?
- А почему бы и нет?! Курортные города нашего юга - это место, где без преувеличения собирается летом вся Россия. Для многих зрителей было настоящим открытием, что этническое искусство народов Севера и Сибири хорошо сохранилось. При гигантских масштабах нашей страны могло так случиться, что многие с носителями этих самобытных культур никогда бы и не встретились. А относительно конкуренции в плане «чеса» - это не к нам. Хотя фестиваль выступал на тех же площадках, что и наши раскрученные эстрадники, собирая при этом едва ли не больше народа, чем поп-звезды, но наши концерты были бесплатными.
- Почему, если выступления пользовались таким успехом?
- Люди готовы платить за то, что они знают. К эстраде наш зритель приучен концертами на телевидении, ротацией песен на радио, яркими картинками в глянцевых журналах. А кто и где в последний раз видел информацию о наших этнических артистах или трансляцию выступления северного коллектива? Конечно, хорошо было бы делать и платные выступления, но мы реалисты. Сначала нужно воспитать публику - заманить, увлечь ее первозданной мощной красотой этнической культуры. Этим мы, собственно, и занимаемся. Поэтому главная задача фестиваля - просветительская. Нам нужно охватить концертами как можно больше городов, очаровать как можно больше людей. Мы не гнушаемся открытых площадок в парках, много выступаем в воинских частях и перед детьми.
- И долго еще будет «дозревать» до платных билетов наша публика?
- Еще лет пять. Зато потом этнические коллективы народов России, надеюсь, смогут развиваться и нормально себя чувствовать за счет гастролей по родной стране. Сейчас большинство из них признаны за рубежом и проводят там больше времени, чем на Родине, потому что в Западной Европе и Америке за их искусство платят, а у нас они массовой публике абсолютно неизвестны. Конечно, многие коллективы на господдержке. Но ведь это не должно быть единственным источником их скромного существования. Да и госпомощи, как правило, не хватает всем нуждающимся.
- Глядя на выступления некоторых коллективов, думаешь, что зря им вообще деньги из бюджета выделяют. Уровень - хуже самой дремучей самодеятельности. Получается не пропаганда народного искусства, а его профанация...
- Эта проблема действительно существует. Самая большая беда, в частности танцевальных коллективов, - дефицит хореографов-постановщиков народных танцев. В лучшем случае есть люди с классической балетной подготовкой. Иногда хореографами берут специалистов по... бальным танцам! Стоит ли удивляться, когда артисты в национальных костюмах начинают делать на сцене немыслимые с точки зрения народного танца движения. Спасти положение может только система подготовки кадров. А это под силу не каждому региону. В рамках фестиваля мы стараемся изменить ситуацию, организуя мастер-классы признанных артистов, таких, например, как Иосиф Жуков - народный артист России с Камчатки.
- Говорят, что среди профессиональных фольклорных коллективов бушуют прямо-таки мексиканские страсти: обвиняют друг друга в воровстве произведений!
- Таких обид между ансамблями накопилось много. Но нам в рамках фестиваля удалось усадить многих за стол переговоров. Договорились, что в непростых условиях для всех полезнее, если коллективы будут использовать лучшие наработки коллег, но не анонимно, как это происходило до сих пор, а со ссылками на автора танца или мелодии. Так что и в этом ситуация меняется к лучшему.