Аргументы Недели → Общество № 36(174) от 10.09.2009

Волжские напевы: финно-угорский лад

, 19:00

Заздравная

Мордва - один из самых дисперсно распределенных этносов в России. И несколько лет назад историческую мобильность своего народа наши мордовские современники решили компенсировать активной просветительской и культурной деятельностью. В Республике Мордовия всерьез озаботились стремительной ассимиляцией и уверенными темпами будят национальное самосознание сородичей. Один только Поволжский центр культур финно-угорских народов, что в Саранске, успевает ежегодно проводить несколько десятков мероприятий. И не только у себя в Поволжье, но и по всей стране.

В этом году директор центра доктор филологических наук, профессор Юрий Мишанин возглавил и Международную этнокультурную экспедицию-фестиваль «Волга - река мира. Диалог культур волжских народов».

- Вместе с общественными мордовскими объединениями Поволжья мы проводим экспедицию уже в седьмой раз. Особенно ценим то, что теперь нас поддерживает не только республиканское правительство, но и Минрегион России. Конечно, финансовая помощь всегда кстати, но гораздо важнее оценка федеральными властями наших забот о сохранении культурного своеобразия мокшан, эрзян, других финно-угорских этносов, проживающих в России, - подчеркивает Юрий Александрович. - На борту теплохода «Тимирязев» собрались яркие творческие люди: ученые, писатели, артисты, преподаватели, общественники из Удмуртии, Пензенской, Самарской, Владимирской областей, из Москвы и Мордовии. Такая фестивальная форма общения очень сближает. Мы не должны замыкаться в своем финно-угорском мире. Поскольку живем в России на великой русской реке, нам нужно развивать отношения со всеми соседними народами.

Хороводная

Нынешняя этнографическая экспедиция  «Волга - река мира»  посвящалась подготовке празднования в 2012 г. 1000-летия единения  мордовского народа с народами Российского государства и, по сути, превратилась в масштабную этнокультурную презентацию мордвы. Концерты профессиональных артистов и самодеятельных коллективов, творческие встречи и обсуждение проблем сохранения родного языка, представление только что вышедших изданий о мордовском этнографическом наследии наполнили неделю, за которую фестивальный «Тимирязев» прошел по маршруту Саратов - Самара - Ульяновск - Чебоксары - Казань - Саратов. У мокшан и эрзян действительно есть чему поучиться. Вот уже тридцать лет они усердно возрождают и осовременивают народные промыслы. В селе Старая Теризморга наладили пошив национальных костюмов. В Ичалках по исконным канонам производят сани, телеги, повозки и даже кареты. В Теньгушеве освоили новые технологии в «матрешечном» деле. В Урусове так валяют валенки, что слава о них идет по всей стране. 

А в селе Подлесная Тавла культивируют резьбу по дереву. И не то чтоб промысел этот был наследным. Просто в конце 70-х здесь открыли кружок для детей, да увлеклись и доросли до школы национальной деревянной пластики! Тавлинцы настолько преуспели в резьбе по дереву, что их колоритная деревянная игрушка стала официальным символом Кочкуровского района Мордовии.

- В каждом доме у нас теперь есть мастер, а династий и не перечесть! Село стало деревней резчиков, - хвастается земляками Зинаида Ляшина, начальник управления культуры Кочкуровского муниципального района РМ. -   Между прочим, многие известные в республике народные мастера начинали свой творческий путь в нашей Подлесной Тавле. Приезжайте посмотреть, как мы дома украшаем, какую мебель сами делаем!

Иные мордовские мастеровые и в песенном деле дадут фору  признанным эстрадным звездам. Николай Балашкин называет себя «мокшень алясь» (мокшанский мужик). А основным своим делом считает плотничество. Говорят, бани, срубленные им, чудо как хороши. Плотник Балашкин  - первый бард, исполняющий песни на мордовском языке, лауреат республиканской Государственной премии и заслуженный работник культуры Республики Мордовия. Пишет песни на русском, мокшанском и английском языках, гастролирует по России, Финляндии, Швеции.

- Это все из-за женщин, - откровенничает на своем волжском творческом вечере Балашкин. - Уж очень хотел им понравиться, вот и стал песни писать!
Мокшанский мужик своего добился - перед таким-то обаянием не устоит ни одна красавица! Вот и девчонки из вокального трио «Чистый четверг» смотрят на гуру Балашкина с обожанием. Анна  Паксялева, Надежда Печенкина и Анна Квасницина родом из Пензы. Познакомились на хоровом отделении Пензенского училища культуры и искусств. Там и спелись - сразу на мордовском, татарском и русском языках!

- Я родилась и выросла в поселке на самой границе с Мордовией и у нас транслируется мордовское телевидение, - поясняет свою интернациональную музыкальную «лав стори» Анна Квасницина. - Потому мне язык и песни этого народа знакомы и близки. Домашние поддержали, признав, что знание мордовской культуры меня - этническую русскую - только обогатит. И пусть я сама кровно не принадлежу к финно-угорскому миру, но и мордва, и марийцы - это мои соседи и все они составляют Россию. Мне важно, чтобы моя страна была многонациональной, - в этом ее сила, в этом ее особенность.

Застольная

- Когда мы впервые затеяли этот фестиваль, не представляли, во что он выльется, - признается Павел Чатуров, председатель Саратовского объединения финно-угорских народов (СОФУН), зачинщик первых волжских финно-угорских фестивалей «Волга - река мира». - А теперь каждый год с нетерпением ждем, готовимся, продумываем, чем порадовать и удивить гостей. Ведь в Саратовской области проживает более 30 тысяч представителей финно-угорских народов: мордва, марийцы, удмурты, эстонцы, коми, коми-пермяки, карелы, финны, ханты, вепсы, саами. И такие встречи, ощущение братской поддержки для нас очень важны. В саратовской Национальной деревне на Соколовой горе у нас есть и  мордовская усадьба «Кудо» («Дом»). Обязательно собираем там за общим столом всех гостей.

Затем фестивальную эстафету принимает Самара. Согласно последней переписи населения, на территории Самарской области проживает 86 тыс. мордвы. И это львиная часть в национальном составе жителей области.

- У нас работает мордовское радио, есть областная мордовская газета, регулярно проводим концерты и организуем фестивали мордовской культуры, - рапортует Елена Девяткина, заместитель председателя самарской региональной общественной организации «Мордовский национально-культурный центр «Масторава» («Родина»). - Мы помогаем тем, кто хочет вспомнить или выучить наконец родной язык. Считаем, что мордва должна объединяться, - только так можно свою культуру и традиции сохранить и развивать дальше.  
Натуральный диалог культур случился в Чебоксарах! Этнокультурную экспедицию в своей столице принимал Чувашский национальный конгресс.

- Финно-угорский мир для тюрков, а особенно для чувашей, - это огромный мир, который тянется от Сибири до Венгрии, - не скрывает восхищения Валентин Абрамов, вице-президент Чувашского национального конгресса. - Российская Федерация на нем и зиждется! И мы очень рады, что наши два мира ценят культуру друг друга и дружат. А общение позволяет ощутить то, что живем в одной великой Российской Федерации. Каждый язык и культура - это целый мир. И нельзя их терять.

Величальная

Участница экспедиции - советник полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе Ольга Савинова предложила на основе ежегодной экспедиции-фестиваля «Волга - река мира. Диалог культур волжских народов»  создать регулярный молодежный форум наподобие «Селигера», но для Поволжского региона.

- А почему бы и нет?! - Загорается идеей руководитель VII Международной этнокультурной экспедиции-фестиваля Юрий Мишанин. - Нам нужно расти и развиваться. К тому же мордва - очень упорный народ, мы с любыми задачами справимся!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram