Аргументы Недели → Общество № 36(174) от 10.09.2009

Урок толерантности

, 18:35

Он напомнил, что в стране живут представители более 180 национальностей, а все вместе мы образуем «единый многонациональный народ». Президент призвал не забывать слов, с которых начинается Конституция нашей страны: «Мы - многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле...»

Во всех школах первые уроки были посвящены толерантности. Для обычных преподавателей, которых уже в этом году обязали начать вести уроки толерантности, планка, заданная главой государства в его 8-минутном выступлении, оказалась очень высокой.

Обзвонив с десяток знакомых школьников, выяснила, что практически везде учителя после коллективного просмотра телеобращения продолжили тему рассказами о дружбе народов во время... Великой Отечественной. Более ранних примеров в их арсенале, увы, не нашлось. После, в приватных беседах, преподаватели говорили, что вообще не понимают, как вести такие уроки, ведь нет ни методик, ни рекомендованных учебных материалов. Добавляет скептицизма и то, что учебный план не резиновый и введение новых уроков означает уменьшение количества часов для гуманитарных предметов.

Думается, введение новой дисциплины «толерантность» - не самый лучший вариант, ведь столь важной темой должны быть пронизаны все школьные предметы. В том же «президентском уроке» есть примеры из истории, географии, языкознания, обществоведения и литературы...

Пару лет назад меня попросили провести урок о многонациональности России в классе, где учился сын. В ответ я предложила провести его вместе с ребятами. Чтобы каждый рассказал о своих этнических корнях, приготовил и угостил одноклассников блюдами национальной кухни. Моя роль как «преподавателя» заключалась в подборе любопытной информации о современной жизни заявленных народов, статистики и народной музыки. Мой сын шел на урок толерантности во всеоружии - с классическим немецким штруделем и семейной реликвией - старинной Библией, напечатанной готическим шрифтом. Книга эта была подарена его прабабушке в день конфирмации и прошла с ней через казахстанскую ссылку.

Для всех стало открытием, что молчаливый Мансур по кличке Узбек оказался на самом деле таджиком. Его семья перебралась в Москву, спасаясь от ужасов гражданской войны, а вовсе не за легким заработком. Худенькая Катя - белоруска, угощала всех драниками и рассказывала о деде-партизане, чудом оставшемся в живых. Гроза класса мускулистый Атеш буквально расцвел, услышав мелодию азербайджанского народного танца, и бросился показывать, как его нужно исполнять, приговаривая при этом: «Да вы пробуйте, пробуйте долму, эта - настоящая!» И вот уже пятеро мальчишек - русый, рыжий, белобрысый и двое чернявых, взявшись за руки и смеясь, отплясывали у доски. Мы узнали еще много интересного о казаках, украинцах, русских - класс моего сына многонационален, как и большинство классов в школах нашей страны. Но впервые за несколько лет совместной учебы у ребят появилась возможность говорить о своей непохожести открыто. Звонок давно прозвенел, все блюда уже были съедены, истории рассказаны, но расходиться совершенно не хотелось. Пришлось волевым решением завершить затянувшийся урок: «Все вместе вы - единый народ. Как вас назвать?» «Россияне!» - дружно закричали шестиклассники.

Возможно, такие неформальные классные часы принесут больше пользы, чем уроки толерантности по расписанию. Во всяком случае, в классе моего сына отношения изменились, даже нашлись желающие подтянуть бывшего узбека Мансура по русскому и литературе, которые давались ему с трудом.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram