В окружении акул империализма
- Господин посол, среди читателей «Аргументов неделi» очень популярны интервью с послами иностранных государств. Правда, на днях обещанный диалог с послом Японии пришлось отложить в связи с революционными переменами, происшедшими на выборах в парламент страны. К власти там пришли демократы, и в дипкорпусе пока не знают, куда подует ветер...
- У нас ветер всегда дует в одну сторону, и я готов к обсуждению любых тем.
- Как правило, чем меньше страна, тем меньше у нас о ней знают. Как удается вашей маленькой державе успешно развиваться в окружении огромных европейских «акул», по сути, супердержав, навязывающих соседям по Евросоюзу евровалюту, шенгенскую зону...
- Шенген - всего лишь часть Люксембурга, деревня с населением 400 жителей.
- Этот факт еще раз подтверждает, насколько велика и непонятна для нас роль Люксембурга. Ваши сограждане не жалеют, что живут в стране с территорией меньше Московской области?
- Мы горды тем, что маленькие! Географически маленькие... Но экономически мы гигантских размеров. И на фоне общей европейской культуры наши размеры тоже впечатляют.
- Как вам удается, не имея нефти, газа, черноземных земель, быть на порядок более обеспеченными, чем мы, граждане Российской Федерации?
- Так получилось не сразу. 100 лет назад Люксембург был аграрной и очень бедной страной. Даже в канун XX столетия страна периодически голодала, что способствовало очень большой эмиграции. Люди уезжали (в основном в США), потому что не могли выжить на родине. Но в конце XIX века в Люксембурге нашли залежи железной руды. В страну стали завозить уголь и быстро с размахом развивать сталелитейное производство. Люксембург постепенно превращался в металлургическую державу, а после Второй мировой войны у нас создались благоприятные условия, чтобы экспортировать не только металл, но и наши знания и опыт в этой отрасли. Мы контролировали производство стали в такой стране, как Англия. До 70-х годов вся сталелитейная промышленность Кореи была сосредоточена в руках наших компаний.
- Все принадлежало компаниям Люксембурга или это был частный бизнес?
- Частный. И после экономического кризиса 70-х годов ведущая компания, чтобы выжить, слилась с французской и испанской компаниями. Акционеров было много, и они были сильно разбросаны. Началась война за акции. И неспроста: наша продукция пользуется большим спросом в мире. В Манхеттене, к примеру, 40% небоскребов возведены на металлоконструкциях из люксембургской стали. В российской столице возводятся небоскребы делового центра также с применением нашей стали.
- Возводились... Кризис вынудил заморозить строительство башни «Федерация».
- Да, левая башня построена, а правая доведена до высоты левой, но она еще настолько же вырастет вверх.
- И что, весь каркас этих московских башен сделан из люксембургской стали?
- Ваше руководство поручило нам решать задачу в комплексе. Здесь не только материалы, но и дизайн, особенное ноу-хау именно в строительстве небоскребов, которыми владеют наши компании. Этот опыт приобретался многими годами. Но все равно мы не стали упираться в одну отрасль, а с 70-х годов сосредоточились на направлении предоставления финансовых услуг. За 30 лет мы поднялись в этой сфере до 8‑го места в мире.
- А разрушенные в Нью-Йорке две башни Торгового центра тоже были из люксембургской стали?
- Нет.
В нашей стране нет олигархов
- Президент Медведев говорил, что Москва должна стать мировым финансовым центром. Но мы опоздали с этим лет на 30.
- Я полностью поддерживаю то, что Москва, используя мировой опыт, движется в этом направлении и займет почетное место в мировой финансовой системе, и не как конкурент, а как хорошее ее дополнение.
- А какова средняя зарплата в Люксембурге? Какой доход приходится на одного человека?
- У нас самый большой национальный валовой продукт в расчете на одного жителя. Он перевалил уже за 40 тысяч долларов. Но это не просто статистика. Богатство Люксембурга очень неплохо распределено между его гражданами. У нас нет олигархов. Налоговая система не допустит их появления. Она разработана в соответствии с учетом уровня доходов каждого гражданина.
- В России единый для всех подоходный налог в 13%...
- В Люксембурге - более 30%. У нас не налоговый рай. Но давайте рассмотрим отдельно взятую семью. Если муж и жена работают, то на двоих получится 10 тысяч евро в месяц. Что они делают с этой суммой? Если им нужно жилье, они берут в банке кредит на 20 лет. Соответственно каждый месяц они будут возвращать по 3,5 тысячи. Дом стоит от 600 тысяч до миллиона евро.
- А какой процент выставляет банк на получение ссуды? В России - около 20%.
- В России это связано с высокой вероятностью девальвации рубля. В Люксембурге схожая ситуация была лет 20 назад. Тогда ставки по кредитам превышали 10%. Сегодня всего 3-4% годовых. Одолжить сотни тысяч евро могут себе позволить супруги, у которых два автомобиля, двое детей, которые учатся или будут учиться в университетах Франции, Англии, США. Обучению детей люксембуржцы придают большое значение. Еще одна статья расхода семейного бюджета - отдых. Наши граждане привыкли дарить себе путешествия два-три раза в год.
- Чему больше отдают предпочтение?
- Солнце, море, горы, экзотика... У каждой семьи свои приоритеты. Деньгами не разбрасываются, экономят в рамках допустимого. Скромность, кстати, присуща всем люксембуржцам. Даже те, у кого средств достаточно, не любят это показывать. Достойный уровень жизни мы всегда сможем себе обеспечить. При этом нам с неба ничего просто так не падает. За свое благосостояние приходится вести каждодневную битву, но это в порядке вещей. Наши люди давно привыкли трудиться на совесть.
Мы не боимся русских
- Копаясь в исторических пересечениях наших стран, я наткнулся на такой факт: одна из дочек Пушкина была замужем за вашим принцем крови. То, что касается дней сегодняшних, то мы остаемся для вас огромной северной страной, покрытой непролазными лесами. В Люксембурге о России что-то другое знают? Нет страха перед ядерной державой? Как у поляков, например, мечтающих спрятаться за американскими ракетами?
- У каждого поколения свое восприятие России. СССР и США освободили Европу от нацизма. Я был маленький, но прекрасно помню, с каким воодушевлением мой дед и люди его поколения рассказывали о вашей стране. В послевоенное время компартия Люксембурга была очень популярна. Потом наступил период холодной войны. Мы должны были воспринимать русского как злого и опасного человека. Но с получением образования и взрослея, я уже понимал, что это была пропаганда красного и западного миров.
А мои дети смотрят на Россию с интересом. Они знают, какая это великая страна, и не только своими размерами, но и культурой. Мстислав Ростропович стал национальной звездой у наших любителей музыки. Так что современные люксембуржцы не боятся России. Они много путешествуют, открывают ее для себя. Есть и другой аспект видения россиян. Сейчас, по официальным данным, в Люксембурге проживают 3000 русских. Это люди, конечно, состоятельные, они прекрасно интегрируются в обществе. У люксембуржцев, общающихся с ними, естественно, положительное мнение о русских и о России.
- Известно, что вы сами много путешествуете по нашей стране. Какие российские регионы произвели на вас впечатление? Может, какие-то места напомнили вашу родину?
- Люксембург - маленькая страна, где все сжато. И за каждый клочок земли идет борьба. А у вас такие размахи, такие невероятные просторы... Я был в Омске, это даже не самый крупный город в Сибири. Но по протяженности равен половине нашего Великого Герцогства. Меня очень впечатлил Магнитогорск. Я когда-то читал, что это самый загрязненный город в мире. Но когда увидел его сам, был очень впечатлен успехами металлургической компании, которая старается преобразить этот крупный промышленный центр. На предприятиях уделяется огромное внимание безопасности труда и охране среды. Оборудование сделано по последнему слову техники, такого нет даже у нас. Кстати, свой отпуск я провел в Республике Тыва. Очень люблю дикие места...
- Это самые дикие места. Вы были там с охраной?
- Нет, я путешествовал в окружении местных жителей, представителей древних племен. Охотился, рыбачил, делил с ними добычу и кров. Шаман лечил мою поясницу и не только заклинаниями. Даже розгами бил...
- Вылечил?
- Нет, но это не главное.
- Жаль. Мы бы озаглавили наш матерриал: «Сибирский шаман спас люксембургского посла».
- Зато я получил незабываемые впечатления и такое удовольствие, которые не испытывал ни на одном курорте.
- Какой исторический парадокс. Раньше в Сибирь отправляли каторжан, а сегодня туда едет Чрезвычайный Посол Герцогства Люксембург провести свой отпуск. Значит, все-таки что-то изменилось в этом мире?
- В плане туризма у Сибири огромный потенциал. Огромное количество европейцев ищут для отдыха места с натуральной и экологически чистой природой. В этом плане у российских регионов большое будущее.
- И последний вопрос. Какие крупные совместные проекты будут связывать наши страны в будущем?
- Доли участия в экономических отношениях наших стран, конечно, не пропорциональны их размерам. В масштабах вашей огромной страны наше участие в развитии экономики не столь заметно. Но с нашей точки зрения - планы грандиозные. Жаль, что сроки их реализации откладываются из-за кризиса. Как, например, строительство уникальных сталелитейных предприятий в Тверской области. Или в Ярославле, где с участием Швеции строятся предприятия по изготовлению промышленных ангаров. В Рязани крупный завод уже производит люксембургское стекло для крупных зданий из стекла и металла. Если раньше такое стекло для небоскребов завозилось из Люксембурга, то теперь оно будет поставляться из Рязани. Второй такой же завод находится в Ростове. Во Владимире откроется большой филиал крупной шоколадной компании. Но особенно Люксембург интересен как место, где можно начинать европейский масштабный бизнес.
- Но ведь у вас так мало места. Наверное, тесновато для русского бизнеса?
- Люксембург, находясь в центре Европы, использует годами наработанные схемы организации и координации. Отсюда производится финансовое управление. Люксембург в абсолютных цифрах третий инвестор в российской экономике. После Нидерландов и Кипра. По сведениям Росстата, Люксембург дал инвестиций в российскую экономику на сумму 26 миллиардов евро. Так что вместе с вами мы можем смотреть в будущее с оптимизмом.
- Господин посол, большое спасибо за интересный разговор!