Вообще-то вопреки рекламе иностранных банков в наших широтах почти нет. Обычно за громкими названиями скрываются российские юридические лица. Они далеко не всегда принадлежат материнскому банку, да и работают по-нашему. Сотрудники, бывает, хамят, переводы иногда запаздывают. Требования клиентов не исполняются, а их заявления попросту теряют.
Такие неприятности случаются даже с известными людьми. Газеты полны их жалобами на банки. К примеру, менеджеры Сити-банка регулярно забывали делать выписки по счету писательницы Татьяны Устиновой. А когда она сама приезжала за ними, посылали ее из одного отделения в другое. Работники того же банка отличились тем, что «развели на деньги» актрису Анастасию Мельникову - несмотря на ее просьбы, они несколько раз забывали закрыть счета на карточках и начисляли на них комиссию.
Самая свежая история - певец Боба Грек пострадал от Райффайзен банка. Звезда шоу-бизнеса решил продлить там пластиковую карту и не смог. Он подал заявление, но когда пришел за новой карточкой, сотрудники банка сделали удивленные глаза и сообщили, что никакого заявления у них нет и не было.
Самое интересное, год назад Боба Грек уже попадал в аналогичную ситуацию, причем с тем же банком. «У меня разные карточки - рублевые, евровые, долларовые, - рассказал «АН» оскорбленный шоумен. - В прошлом году карточки закончились, я пишу заявление и спрашиваю: «Когда прийти?» Мне говорят: «Через неделю. Где вам удобно получить?» Я говорю: «Ну давайте в Смоленском отделении». Хорошо. Пишу - в Смоленском. Прихожу туда через неделю, а они говорят: «В связи с тем, что вы впервые оформляли карточки в отделении «Романов двор», вы должны идти в Романов переулок. Я еду туда, а мне говорят: «Вы заявление не писали, поэтому никаких карточек нет». Это стоило больших нервов, но я дошел до начальника отделения. Только после этого они нашли заявление. Тогда я принял извинения, простил, но в этот раз история повторяется».
Если так обходятся со звездами, чего ждать обычным клиентам? С ними и вовсе не церемонятся. Случается, иностранные «дочки» даже отказывают в открытии счетов, хотя, по статье 846 Гражданского кодекса, не имеют на это права. Впрочем, у тех, кому все же удалось открыть счет, неприятности только начинаются.
Взять хотя бы одну из самых безопасных для клиента банковских услуг - так называемые дебетовые карточки. То есть те, по которым клиент не может взять деньги в кредит. Они есть почти у всех, кто получает зарплату, а всего, по данным Центробанка, их выпустили более 80 млн. штук. Даже с этим простым инструментом возникают проблемы.
Оказывается, в контрактах с «дочками» иностранных банков часто есть пункт, по которому даже по дебетовой карте можно задолжать существенную сумму. К примеру, сняв с нее деньги в конце года, когда банк снимает комиссию за обслуживание счета. В этом случае на счете образуется «минус», а банк оформляет эту комиссию как кредит и начинает ежедневно начислять на него по 1-5% штрафа.
Конечно, промахи российских банков можно объяснить: в конце концов, рыночная финансовая система в стране появилась не так давно. Но в «дочках» именитых иностранных банков алчность и неразбериха непростительны и недопустимы.