Аргументы Недели → Общество № 33(171) от 20.08.2009

Бог помогает тем, кто работает

, 16:17

- Вас до сих пор многие воспринимают как министра сельского хозяйства. Удивительно долго вы занимали это кресло в отличие от своих предшественников, да и министров вообще. Бывшую работу считаете успешной или что-то не успели сделать, а могли бы?

- С точки зрения факта последние 10 лет в сельском хозяйстве России шел непрерывный рост. Суммарно он составил порядка 80%. Ни одного года не было, как говорят, минусового. Такого продолжительного подъема отрасли, где все зависит от погодных условий, еще не было в истории России. Но если говорить в деталях и по существу, то, конечно, выполнить задачу формирования сельскохозяйственного уклада XXI века не удалось. Говоря простыми словами, хотелось, чтобы аграрная политика России соотносилась с аграрной политикой Евросоюза.

- Привыкаете к тому, что ваша нынешняя сфера деятельности не так масштабна?

- Я бы не согласился с такой прямой оценкой: масштабная работа там, немасштабная здесь. Это разная работа. Сельское хозяйство России - это большая отрасль, это, можно сказать, уклад жизни аграрной державы. Руководить регионом - не менее ответственная работа. В каком-то смысле должность губернатора даже более уязвимая, приходится отвечать за все, за каждого конкретного жителя Воронежской области, а это почти 2,5 миллиона человек. Согласитесь, по степени ответственности это не менее серьезно.

Отвечать за все и за всех

 - Понятно, что встретили вас настороженно. Но прошло полгода, удалось ли наладить отношения с местным заксобранием, с мэром города, местными силовиками?

- Адаптация - непростое дело. Но, во‑первых, я вел себя откровенно, не претендуя сразу на роль своего. Для меня важно, чтобы со временем люди сами стали говорить с гордостью: «Это наш земляк». А это надо заработать. Я проповедовал, на мой взгляд, такие общегосударственные, общечеловеческие принципы, с которыми кто-то вряд ли мог поспорить. И все действующие партийные, общественные организации меня поддержали. Кадры подбирали на основе мнения различных сообществ - бизнесменов, профсоюзов, объединений работодателей. Можно сказать, что исполнительную власть сформировали на оценку «хорошо». Пришли люди энергичные, молодые. При создании команды работали три главных принципа: честность, профессионализм, инициативность. Это помогло мне найти единомышленников и в силовых структурах, и в других государственных организациях. Понимал, что сила - в правде. Благодаря ей достигается полное взаимопонимание. Я объявил, что пришел сюда надолго, надеюсь проработать 10 лет.

- У вас в кабинете замечательная модель аэробуса Ил-96. На таких летают президент, премьер-министр. Этот самолет купили кубинцы. Купили бы и другие страны, если бы государство поддерживало свой авиапром, как это делают американцы или западноевропейцы. Что же будет с ВАСО (Воронежское акционерное самолетостроительное общество), где собираются наши «Илы»? Будете
ли вы защищать интересы своих земляков? Я обещаю, что наша газета будет помогать вам в этом всеми силами.

- Мне очень трудно судить как неспециалисту в этой сфере, какие должны быть самолеты. Но уверен в одном - Россия должна бороться за сохранение статуса сверхдержавы. Авиапром - один из атрибутов России державной. И я как губернатор кровно заинтересован, чтобы и экономически, и с точки зрения исторической справедливости такой завод, как ВАСО, процветал и производил все новые и новые модели, осваивая не только российский рынок, но и многие другие страны. Пример с Ан-148 можно рассматривать как первый шаг в этом направлении. Построенный воронежскими авиастроителями первый современный межрегиональный самолет запущен в серию. Надеемся выйти на 35-40 самолетов в год. Будет очень обидно, если, осваивая новое, мы потеряем то, что исторически наработано поколениями конструкторов и инженеров.

- До сих пор только лидеры 4 стран в мире - США, Германии, Франции и России - могли позволить себе летать на самолетах, созданных национальной индустрией. Ведь это не просто атрибуты власти, это символ мощи государства...

- Заказы на предприятии сейчас есть - Ил-96 получил новое дыхание. Два самолета сдали, и еще на два есть заказы. Ил-96 может использоваться и для контейнерных перевозок. Его презентация вызвала огромный интерес в Европе. Я встречался с генеральным директором Мюнхенского аэропорта, который входит в семерку лучших в Европе. Он как раз говорил о грузовом варианте Ил-96. Считает, что это уникальная и очень перспективная машина.

- По крайней мере, будет возможность вернуться от грузового варианта к пассажирскому.

 Мировой эталон чернозема

- Алексей Васильевич, возвращаясь с небес на землю, скажите, остались еще в области знаменитые на весь мир черноземы? В начале XX века куб воронежской земли украсил международную выставку в Париже. 100 лет прошло. Осталось что-нибудь для другой выставки?

- В области 3 миллиона гектаров пашни, из них 2/3 - черноземы. Те самые. Это Богом данный нам потенциал, благодаря которому мы имеем очень хорошие перспективы. Эти земли - достояние всего российского народа, они в Воронеже есть.

- Лучшие земли сейчас, как правило, кто-то скупает. Одни коттеджи строят, другие «увлеклись» подсолнечником... Дело хорошее, но, если его высаживать часто, такой «севооборот» превратит чернозем в песок.

- Да, проблема очевидная. Я принял решение пойти на существенное увеличение производства сахарной свеклы, которая является одним из лучших предшественников для подсолнечника. Это еще и выгодно. Со следующего года вводим правила, когда нарушителей севооборота будут наказывать рублем. Субсидии и дотации на подобного рода хозяйственную деятельность выделять не будем. У нас пока не очень совершенное законодательство. Мы будем выходить с законодательной инициативой в Госдуму о контроле использования земли для поддержания плодородия и паритета почв.

- Слышал, что под прикрытием подставных фирм китайцы, голландцы, англичане скупают нашу землю.

- Законодательство в отношении резидентов, то есть российских юридических лиц, не имеет жестких ограничений. Не исключаю, что это есть и у нас.

- Но у вас приграничная территория. На границе иностранцам нельзя покупать землю.

- Да. Граница с Украиной - 100 километров. Фактов того, что иностранные лица владеют нашими сельскохозяйственными землями, у нас нет. В то же время есть несколько юрлиц, учредители которых - иностранцы. Например, компания «ЭкоНива». Показатели очень высокие, технологии суперсовременные, агрокультура на высочайшем уровне. Учредители компании - немцы. В силу понятных немецких привычек аккуратно выполняет все требования закона. Компания зарегистрирована в Воронежской области и платит налоги здесь. Они занимаются растениеводством и производят молоко. У них отличная сервисная компания, говоря старым языком, - сельхозтехника. Глава района не нарадуется, я там несколько раз бывал. Учредителя компании Штефана Дюрра я знаю лет 15.

- Пускай обрусевают. Может, личным примером от пьянства отучат. Недавно президент Медведев выступал по этой проблеме. Я знаю, что и в Воронеже есть места, где всегда можно купить водку за 30 рублей...

- В решении этой проблемы кроме принятия правоохранительных и воспитательных мер мы взялись навести порядок на рынке алкогольной продукции. По всем расчетам, на прилавке водка должна стоить ну никак не меньше 80 рублей за пол-литра. Поэтому взяли этот процесс под строгий контроль вместе с добросовестными бизнесменами. Бизнес должен быть прозрачным, и именно такой бизнес мы будем поддерживать.

 У наших народов общая история

- Вы ощущаете какое-то напряжение в отношениях с соседней Украиной?

- Скажу так: для меня российско-украинские торгово-экономические отношения - приоритет. Во-первых, Украина - наш крупнейший торговый партнер. Если брать внешний товарооборот, который происходит за счет воронежских производителей, то 20% приходится на Украину. Во-вторых, в Воронежской области проживают очень много украинцев или русских с украинскими корнями. Здесь, на Дону, живут украинцы, которые переселились сюда более 300 лет назад, спасаясь от нашествия поляков. Очень приятно, что эти люди сохранили национальную культуру, одежду, язык и даже, можно сказать, украинский сельский уклад. Считаю важным все это сохранить. Более того, даже предложить в школах, где есть такая потребность, факультативно изучать украинский язык. На примере Воронежской области становится видно, насколько мы близки по духу, мировоззрению, по многим другим критериям, и это политически дорогого стоит.

- Украинская власть должна все это учитывать? Из Киева идут совершенно противоположные заявления и по языку, и по другим аспектам.

- Наша история - совместная, все те события, которые пережили наши предки, в тысячу раз дороже высказываний политиков, пытающихся искусственно провести жесткую грань между русскими и украинцами.

- Последний вопрос: засуха, во многих регионах посевы горят на солнце. Насколько я знаю, Воронежская область и тут стоит особняком. Это вы заговорили небеса каким-то образом или вас Бог миловал?

- Я бы не сказал, что везде засуха. Есть регионы, которые серьезно пострадали, это в основном Поволжье. В Центральном Черноземье урожай будет выше среднестатистического. Можно с уверенностью сказать, что Воронежская область и наши соседи - Белгородская, Липецкая, Курская, Тамбовская области - все мы поработали успешно. Очень хочется верить, что Бог будет нам и дальше помогать. Бог всегда помогает тем, кто работает.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram