Аргументы Недели → Общество № 31(169) от 06.08.2009

Четвертой власти точку ставить рано

, 15:43 , Обозреватель отдела Промышленность

Понаехали тут...

Следует напомнить, что проблема возникла не на пустом месте, а на земельных участках, выделенных в окрестностях села Малый Снежеток (их прозвали поселок Новый) для организованного переселения из Грузии членов духоборской общины. После фейерверка реальность оказалась куда более прозаичной. Переселенцев вместо райских кущ «обеспечили» безальтернативной пахотой в местном садоводческом хозяйстве, а на сборные домики-коттеджи предложили людям подписать договор коммерческого найма жилья. По сути, переселенцы оказались в роли постояльцев гостиницы коттеджного типа. Без каких-либо перспектив стать собственниками приусадебных участков и строений. Не будешь работать в хозяйстве - вмиг лишишься регистрации и окажешься на улице. Вместе с нехитрым скарбом, новеньким российским паспортом и статусом лица без определенного места жительства.

Когда на вновь обретенной родине у духоборов начались трудности, для пока остающихся в Джавахетском регионе Грузии «сомневающихся» семей вспыхнул тревожный сигнал: «А стоит ли бросать большие и крепкие дома, менять налаженный почти за два столетия быт на равнодушие Отечества?»

После публикации в «Аргументах неделi» ситуация вроде бы развернулась на 180 градусов. По последним данным, областная власть спохватилась - негоже держать в роли крепостных целую общину. Все же XXI век на дворе. Губернатор Олег Бетин дал указание не заниматься выкручиванием рук, а готовиться оформлять для новых граждан России договор социального найма жилья. Это реальный шанс для 250 членов духоборской общины встать на ноги, пройти процедуру приватизации и почувствовать себя хозяевами домов и земли. Параллельно следователи прокуратуры с ксерокопиями статьи из нашей газеты выясняют, как распорядились местные начальники средствами федерального и областного бюджетов при обустройстве переселенцев.

Сейчас вроде бы все упирается в Минрегионразвития - деньги из федерального бюджета на возведение поселка для членов духоборской общины проводились через это ведомство. Министр регионального развития Виктор Басаргин с ситуацией, оказывается, знаком и, судя по его публичным высказываниям, согласен с оценкой нашей газеты - вновь прибывающие соотечественники не имеют прав, зато не обделены обязанностями. По условиям соглашения, они не могут поменять место жительства или работы, полностью зависят от работодателя и регистрации. Наверное, поэтому и буксует госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Тамбовские переселенцы с кавказских вершин ждут. Перебирались они не в столицу, не в особняки на Рублевке, а сельскую глубинку Центрального Черноземья. До областного центра здесь сто верст с гаком. Значит, приехали строить новую жизнь и работать.

Не капризничай, дорогой!

В 90-х я как-то пожил несколько дней в гостях у духоборов. Это было, когда период благоденствия общины закончился вместе с развитым социализмом. С одной стороны, граница с Арменией, с другой - Турция. Альпийские луга, прозрачный воздух, снежные вершины, пронизывающие ветра и многометровые сугробы зимой. Здоровенные собаки-волкодавы почти в каждом дворе и волчьи шкуры, растянутые для просушки. Богатые, крепкие дома, построенные на века. Мужики с несмываемым высокогорным загаром и жесткими, как фанера, ладонями - настоящие сельские труженики. В русских печах хозяйки выпекали вкуснейшие пироги, угощали сырами собственного изготовления, знаменитыми на всю Грузию.

Уже тогда коренные жители, этнические армяне и грузины, стали заглядываться на хорошо развитое духоборское хозяйство - мастерские, сыродельные и колбасные цеха, коровники и пастбища. А как среди русских возникли разговоры о переезде в Россию, соседи стали назойливо предлагать побыстрее собирать вещички. Заодно обрушили «рынок недвижимости»: «Не капризничай, дорогой, бери сколько дают! Завтра и этого не получишь».

К слову, процесс переселения русских духоборов на историческую родину власти Грузии как только не называли - и провокацией российского МИДа, и планом Путина, и операцией спецслужб. Хотелось быть «белыми и пушистыми» интернационалистами в глазах политкорректного Евросоюза. Сначала Шеварднадзе, затем Саакашвили всячески препятствовали их отъезду, представители грузинских властей сулили «русским кавказцам» всяческие блага - только останьтесь. Создавались фонды, выделялись средства. То, где будут жить, какую страну выберут эти потомки выживших в нечеловеческих условиях высокогорья русских крестья-бунтарей, стало объектом серьезной политической интриги.

Не хотелось бы, чтобы сегодня в проигрыше остались люди и престиж российского государства. Так недалеко поставить под сомнение саму идею содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. А «Аргументы неделi» посмотрят, что будет дальше.

Зигзаги истории

С точки зрения духовной и светской властей Российской империи, духоборы, несмотря на православные основы учения, были злостными сектантами и еретиками. Они отвергали церковные обряды и таинства, не пускали священников в свою жизнь. Но тем не менее власть использовала их трудолюбие и почти коммунистический уклад жизни, общинность в своих интересах. В начале XIX века, вскоре после включения Крыма в состав империи, их сослали осваивать новые земли. В 1818 г. Александр I был настолько поражен успехами переселенцев, что повелел всех оставшихся в центральных губерниях империи духоборов освободить от крепостной зависимости, а впоследствии от присяги «на верность Царю и Отечеству», воинской повинности, и направить на полуостров. Но спустя 20 лет Николай I вновь сорвал людей с места.

В 1841 г. около пяти тысяч семей духоборов Таврической губернии России были переселены в Закавказье, в «грузинскую Сибирь». Сколько тогда людей погибло, сейчас сказать трудно. Но в итоге на высоте за 2 тыс. метров, в традиционно горских районах и далеко не безобидном окружении, выросли десятки сел с исконно русским обликом и названиями: Богдановка, Гореловка, Троицкое...

Следующим испытанием стало введение на Кавказе всеобщей воинской повинности. Духоборы в 1895 г. взбунтовались, собрали все оружие и сожгли. Репрессии не заставили себя ждать. Тогда Лев Толстой на гонорары от романа «Воскресение» организовал целую международную кампанию по переселению 8 тыс. духоборов в Канаду. Там им, правда, тоже досталось, но уже от канадских властей. Многие из 30 тыс. потомков тех духоборов до сегодняшних дней сохранили русский язык и свою веру, все также поют псалмы и, говоря современным языком, являются убежденными пацифистами. А в Закавказье рядом со «святыми могилками» проповедников оставались, наверное, самые стойкие. Но с развалом СССР желание перебраться в Россию, к родовым корням, стало побеждать. Кстати, несмотря на отрицание воинской службы, многие кавказские духоборы честно воевали на фронтах Великой Отечественной.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram