Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 29(167) от 23.07.2009

Мыслящие люди

, 19:47

У другого северного народа - чукчей - были распространены поединки на скользких шкурах морских зверей с вбитыми по краям кольями. Бились насмерть. Это были сильные, отважные, выносливые мужчины. Говорят, летящую стрелу могли поймать рукой. Где сегодня всему этому можно научиться? Например, в «Нумсанг ех».

В 12 километрах от села Кызым, что в Белоярском районе Ханты-Мансийского автономного округа, в светлом ягельном бору на берегу реки не первый год работает детское этническое стойбище «Нумсанг ех», что в переводе с хантыйского означает «Мыслящие люди». В стойбище принимают детей коренных народов, проживающих в национальных поселках. Смены в лагере небольшие - 10-12 дней. Но за это время можно многому научиться, например, познакомиться с азами той же национальной борьбы. В которой важно не только знать приемы, но и иметь развитую интуицию и нелинейное мышление. Северный воин должен чувствовать своих, интуитивно понимать, как поведут себя в следующий момент боя его братья по оружию.

Автор идеи детского стойбища - Татьяна Малданова, доцент Югорского госуниверситета, хантыйка:

- Жизнь в Югре меняется очень быстро: осваиваются новые нефтяные месторождения, промышленность наступает на территории традиционного природопользования и, конечно, язык, культура коренных народов теряются. Мы решили создать условия, в которых дети видели бы предметы быта своего народа, могли бы немного пожить так, как их предки. Ведь в чуме чувствуешь себя совершенно иначе, чем в городской квартире. Совсем другое ощущение мира.

- Раньше чумы берестой покрывали, шкурами, а у вас почему брезентом?

- Действительно, раньше летом крыли берестой. Но хороший брезент ее вполне заменяет. А зимой - по старинке шкурами, лучше люди пока ничего не придумали. Недавно вот возили детей в настоящее стойбище, где проживают три семьи - хантыйская, мансийская и коми-зырянская. Эти народы ведь раньше частенько кочевали вместе, хорошо знали язык друг друга. У нас в стойбище тоже три национальных чума. Мы ходим друг к другу в гости. Недавно вместе провели день прародителей: рассказывали, кто является основоположником каждого рода. Обычно это духи-охранители. Когда-то на этой земле жили богатыри. Потом они превратились в прародителей и охраняют теперь нашу территорию, рода и семьи. Дети, чьи родители кочуют, легенды об этих богатырях знают хорошо, а поселковым - мы рассказываем.

- Подобные лагеря в Югре работают с 1993 года, то есть первые питомцы уже выросли и создали семьи. Они как-то используют знания, которые получили здесь?

- Некоторые вернулись к нам преподавателями. Многие приезжают просто так - в гости. Тянет их сюда. Приятно сознавать, что именно у нас они научились этническим играм, танцевать, играть на национальных инструментах. Да и многие прикладные знания пригодились им в обычной жизни. Наши ученики не пропадут в тайге, если что могут из подручных материалов и нож сделать, и посуду, рыбу поймают или зверя.

В детском стойбище свои сложившиеся традиции. Утро начинается с проверки сетей, а завершает день «легендарный» костер. Его называют так потому, что у него рассказываются легенды, мифы, сказки хантов, манси и коми-зырян.

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram