Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 29(167) от 23.07.2009

Космические страсти

, 16:51 , Обозреватель отдела Промышленность

Вторая молодость ветерана?

На днях в Самаре побывала представительная делегация специалистов из компании «Аэроджет», основного производителя ракетных двигателей в США. Говорят, готовы выкупить все оставшиеся НК-33 и вложиться в восстановление его производства. Что это - благие намерения или реальные планы?

У американцев ситуация патовая - последний шаттл отправится на орбиту в мае следующего года. Им станет космический челнок «Индевор», тот самый, который больше месяца интриговал - полетит он или нет к МКС с космодрома на мысе Канаверал.

Генеральный директор самарского ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин вроде бы заодно с американскими коллегами: «В России с 2014 года планируется начать воспроизводство двигателей НК-33 в интересах российских и зарубежных заказчиков». В августе на аэрокосмическом салоне МАКС-2009 будут презентовать проект ракеты-носителя «Союз-1» с двигателем НК-33. Источники в Правительстве РФ говорят - есть предложение производство ракет среднего класса передать в Самару.  Из этого следует: как поддерживать и расширять собственную орбитальную спутниковую группировку - вопрос, который уже  стал актуальным для отечественной космонавтики.

Тогда зачем продавать ресурс в виде готовых НК-33, с минимальными затратами вписывающихся в модернизированные «Союзы»? Пусть американцы сначала используют те, что уже приобрели. А там, глядишь, и производство подоспеет - поделимся.

Вот несколько наивный взгляд старых ракетчиков: «У страны финансовые трудности, из бюджета денег никто не даст. А на средства от проданных двигателей восстановим серийный завод. Американцы на НК-33 начнут летать - будут платить роялти!»

На практике же, если движки продадут, долларовый ручеек, пройдя через руки многочисленных коммерсантов из госкорпораций и аффилированных с ними структур, будет разворован. Так и не дойдет до конструкторских бюро и производства - примеров тому не счесть.

Что происходит в Объединенной двигателестроительной корпорации, на самарских предприятиях, где рулят назначенцы из «Оборонпрома»? Под их руководством установлен антирекорд - более 50% всей региональной задолженности по зарплате. Разрушительные последствия деятельности видны невооруженным глазом. СНТК им. Н.Д. Кузнецова превращен в пустынную территорию. Работники сокращены или в административных отпусках. На «Моторостроителе» тоже не все ладно. Заместителю главкома Дальней авиации Леониду Мельнику уже надоело ходить по предприятиям «самарского куста» и с протянутой рукой клянчить двигатели для стратегических ракетоносцев - летать-то и обеспечивать безопасность страны надо. А без работоспособных двигателей самый продвинутый самолет, такой, как Ту-160, годится в лучшем случае для показа на МАКС. В статичной экспозиции.

Перспективные Союзы (РФ)

«Союз-2-3» (ракета-носитель среднего класса) и «Союз‑1» (легкого класса) - две самые перспективные и относительно недорогие разработки самарского ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс». Правнуки знаменитой королевской «семерки» - Р-7. В отличие от высокотоксичных «гептиловых» «Протонов» «Союзы» экологически безопасны - топливом является керосин, окислителем - кислород. Новые ракеты-носители при минимальных затратах на постройку и испытания позволят резко увеличить массу выводимого на орбиту полезного груза. При поэтапном совершенствовании вплоть до 16 тонн. Это вдвое превышает возможности сегодняшних «Союзов». Чтобы добиться такого эффекта, конструкторы рассчитывают на двигатель НК-33-1.

«Таурус -2» (США)

Ракета-носитель сможет выводить около 7 с половиной тонн полезной нагрузки на низкие орбиты. Практически это прямая конкуренция с сегодняшними «Союзами». Заказ на изготовление элементов первой ступени получил украинский «Южмаш». Двигатели российские.

Звездные войны

Схватка за коммерческий космос развернулась нешуточная. Вывод на орбиту искусственных спутников Земли (ИСЗ) в интересах телекоммуникационных компаний, целых государств и научных организаций - дело с каждым годом все более и более прибыльное. Параллельно с коммерческими осуществляются запуски для военных и полувоенных целей.

Как считают эксперты, американцы не собираются уступать пальму первенства кому бы то ни было. И России в первую очередь. А методами подковерной борьбы владеют в совершенстве.

Когда они договаривались с нами о приобретении НК-33, в кулуарах сами же и нашептывали: «Интерес один - увести эти двигатели из российских космических программ». Простейшее и эффективное решение: за умеренные деньги обеспечить себе приоритет и спокойствие. Русские без новых ракет-носителей среднего класса не соперники на огромном рынке космических услуг.

Заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Тресвятский, в недавнем прошлом гендиректор СНТК им. Н.Д. Кузнецова, рассказывает, что специально «прокатывал» американцев с НК-33:

- Мы делали вид, что готовим двигатель для американцев, а на самом деле «подгоняли» под «Союз-2-3».

Он утверждает, что именно поэтому 13 двигателей из той «американской партии» пока остаются в России.

Справка «АН»

Двигатель НК-33

Готовили НК-33 под гигантскую ракету Н-1 для отправки экспедиции на Луну. Со смертью С.П. Королева программа развалилась, главенствующие позиции в советских космических «коридорах власти» заняли его конкуренты. НК-33 было приказано уничтожить. Но генеральный конструктор Николай Кузнецов впервые в жизни не выполнил приказ партии и спрятал двигатели на ракетном полигоне под Самарой. Три десятилетия чуть больше сотни готовых двигателей лежали на полузабытом складе и были никому не нужны. Двигатели-соперники, по мнению самарских конструкторов, никогда не доведут до степени совершенства НК-33. Тогда, в годы космической гонки великих держав, денег не жалели, «сожгли на стендах кучу двигателей», но добились его безотказности и возможности 10-кратного использования.Главный плюс - он давным-давно сертифицирован для полетов «с человеком на борту». Равнозначной замены ему в России и мире пока не существует.

Рука левая, рука правая...

Осталось еще 57 условно бесхозных НК‑33. «ЦСКБ-Прогресс» хочет забрать их авансом, без денег. Об участии в реконструкции производства даже речи не идет. СНТК, где работникам не выплачивают зарплаты и отпускные, такая постановка вопроса совсем не интересна.

Тогда что же, пусть забирают американцы, глядишь, совместными усилиями и в самом деле наладят воспроизводство новых НК-33? Сомневаюсь. 

Сейчас «Аэроджет», компания, занимающаяся боевыми ракетами, под видом невинной гражданской программы выкупит оставшиеся двигатели НК-33. На фоне рухнувшего СНТК это будет выглядеть как акт милосердия. Тут просматриваются вполне конкретные стратегические цели, а не бескорыстная помощь. Ни одна аэрокосмическая компания США не сделает шага без консультаций, одобрения и финансирования правительства.

Голый факт: «Пратт энд Уитни» через «Пермские моторы» очень долго лоббировала создание РД‑191. Зачем? У нас же давно есть двигатель с такими же параметрами - НК-33... Мнение конструкторов - это отвлечение ресурсов.

В любом случае последнее слово за Военно-технической комиссией РФ и Роскосмосом. Но Роскосмос медлит, несмотря на то что программа создания принципиально нового семейства ракет-носителей «Ангара» в условиях финансового кризиса трещит по швам.

Пусть РД-191 и «Ангара» к полетам еще не готовы, но бюджетное финансирование там предполагается. А, как известно, именно этот фактор является главным по привлекательности для коммерсантов от оборонки. И чем дольше будет продолжаться работа с двигателем, тем... лучше присосавшимся к программе чиновникам. «Абсорбировать пару миллиончиков» - сейчас модно так говорить. Основной же «минус» НК-33 - он дешевый и есть в наличии. То есть искупаться в бескрайнем море бюджетных средств не представится возможным.

Сегодня или никогда

Не исключен  третий, самый грустный сценарий дела. Компетентные органы и Роскосмос не дадут разрешения на продажу НК-33 в США, а «ЦСКБ-Прогресс» не найдет средств, чтобы приобрести двигатели для «Союз-1» и дальнейших модификаций заслуженных ракет-носителей. И лучшие в своем классе двигатели так и будут до сдачи в утиль чахнуть на полузаброшенной территории испытательного полигона под Самарой. Пройдет несколько лет, и о НК-33 никто не вспомнит.

Главный конструктор СНТК Валерий Данильченко беспокоится об одном - успеть бы оцифровать проектно-конструкторскую документацию, сохранить информацию и технологии для потомков. Он считает, в будущем Россия неминуемо вернется к этому заделу.

Для мирового сообщества и России НК-33 не умрет, так же как и авиационный супердвигатель НК-93. Даже если они окажутся на свалке (с авиадвигателем ситуация складывается именно так, господа чиновники из ОПК «Оборонпром» и Минпромторга, несмотря на прямое поручение премьера, не выделили средств для завершения летно-испытательной программы), конструкторские находки перекочуют на другие образцы. Очень много принципиальных решений с ракетного НК-33 уже позаимствованы создателями двигателей РД. С авиационным НК-93 все хуже - его схему вовсю копируют западные разработчики. То есть мы, имея приоритет и готовые изделия, загодя готовим себе малопочетное место аутсайдеров. Так недолго и из высшей аэрокосмической лиги вылететь...

РД - 191 - вопросы безопасности

РД-191 чуть тяжелее и значительно сложнее. Ему еще только предстоит доказать свою пригодность для пилотируемой космонавтики. РД-191 имеет одно, но принципиально слабое место - давление в камере сгорания 270-280 атм. Это очень много. В сочетании с чудовищными температурами высокое давление создает массу хлопот. Американцы сталкиваются с этим на своих носителях постоянно.  Их вывод - для пилотируемой космонавтики, для безопасности экипажей давление в камере сгорания не должно превышать 200 атмосфер. У НК-33 запас есть даже в форсированном варианте - всего 165 атм.

 

 

 

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram