Это был VIII Конгресс, но впервые его тему обозначили настолько провокационно - «Культура границ и границы в культуре». Академик Валерий Тишков напомнил, что современный человек живет в пространстве минимум трех границ: природно-географических, государственно-политических и этнических, которые в современном мире давным-давно не совпадают. Один народ может жить в двух соседних государствах и в случае конфликта вынужден будет воевать сам с собой. Может по воле политиков лишиться своей традиционной среды обитания, если вдруг будет решено затопить поля для гидроэлекторостанций или перепахать тундру вездеходами в поисках полезных ископаемых. В местах несовпадения этих трех границ поведение и людей, и власти должно быть особенно деликатным.
Этнологи обеспокоены активным вторжением на их «поляну» генетиков, которые в последнее время рьяно взялись изучать генетические особенности этносов и даже настаивают на новой отрасли науки - этногенетике. Несмотря на то что с высокой трибуны прозвучали напоминания о подобных исследованиях в фашистской Германии, в кулуарах отнюдь не все отечественные этнологи и антропологи высказывались категорически против появления нового направления. Сомневающиеся мотивировали это большим прикладным значением этногенетики для улучшения жизни и здоровья граждан многонационального государства; ведь то, что у представителей разных народов нашей страны по-разному происходят процессы метаболизма в организме, - многократно подтверждено исследованиями. Предопределенность человеческой судьбы его биологией - это расизм. Именно вокруг него разгорелись самые бурные споры между учеными. Расизм, оказывается, продолжает прекрасно существовать в условиях демократии и распространяться по миру. Но если раньше непреодолимой границей между расами декларировалась биология, то теперь - культура. Появился расизм научный, расизм меньшинств по отношению к большинству и еще много других разновидностей, которые давно пора начать изучать.
Но печалит не только это, результаты исследований публикуются тиражом 100-300 экз. и остаются достоянием непростительно узкого круга ученых солидного возраста. Молодых лиц на конгрессе я почти не заметила.