-Анатолий Геннадьевич, почему государство вдруг решило финансировать общественные объединения? Они оказались неспособными к самостоятельной жизни?
- Не общественные объединения, а мероприятия, которые они проводят. Считаю, что брать на подкорм общественные объединения не надо, это будет только вредить. А мероприятия, исходя из их качества и значимости, в том числе и для национальной политики, будут финансировать. На конкурсной основе уважаемая комиссия из уважаемых людей определит, какие мероприятия являются эффективными.
- Неужели национально-культурные автономии - независимые юридические лица - сами не потянут? Ведь среди членов общин много предпринимателей ...
- Национально-культурные автономии, конечно, проводят мероприятия за счет спонсорских средств. Но если мы хотим иметь единую национальную государственную политику, то государство не может не участвовать.
Мы в Чувашской НКА, например, ежегодно проводим Акатуй. В Москву на ВВЦ приезжают не только из Чувашии, но и со всей России и из других стран: Эстонии, Венгрии, США, Молдавии. И все, кто в этот день оказывается на ВВЦ, присоединяются к нашему празднику. Московское правительство постоянно нам помогает, и в последнее время Минрегион России оценил праздник и, надеюсь, тоже поддержит. Это ведь праздник дружбы народов, который помогает соприкоснуться с традициями чувашей не только самим чувашам, но и другим народам нашей страны. Также свои праздники проводят татары, армяне и многие другие. Инициатива снизу - это здорово, но должна быть система. А системная работа требует денежных вливаний.
- Численность чувашей - 1 607 000, по последней переписи, и только 60% живут компактно в Республике Чувашия, остальные дисперсно. И вы, Анатолий Геннадьевич, тоже ведь родились не в Чувашии, а в соседней Башкирии. Восемь лет руководили Федеральной национально-культурной автономией чувашей. В чем заключалась работа автономии и что для вас было самым сложным?
- Совсем недавно считалось, что чувашей - 2 миллиона. Сейчас официальная цифра уменьшилась на 20%. Многие ассимилировались и стали называть себя русскими. Это естественный процесс, который говорит и о том, что эти люди, скорее всего, не имели контактов со своими культурой и традициями. Потому и не чувствуют себя чувашами.
Вообще же чуваши живут по всей России. В Башкирии есть районы, где до половины жителей - чуваши. В Тюменской области и в Красноярском крае есть чувашские села. Так было и раньше - больше половины чувашей жили за пределами Чувашии, в основном там, где хорошие плодородные земли. Ведь это уникальная нация талантливых земледельцев.
- Чуваши - это народ, который возник на пересечении двух миров: финно-угорского и тюркского. Есть ли некие характерные черты у представителей вашего народа?
- Формально чуваши числятся самыми северными тюрками. Но и финно-угорское влияние сильно. Ведь рядом марийцы, мордва.
Очень скромный народ. Я чувашей иногда сравниваю с японцами - улыбчивы и очень трудолюбивы. Даже советские правители учитывали эту этническую особенность. Не зря появлялись у нас предприятия приборостроения, электроники, электротехники, где был востребован кропотливый труд, требующий сосредоточенности и упорства. Чуваши - очень дружелюбный народ. У нас в республике никогда не было межнациональных конфликтов.
- Чуваши предприимчивые люди? Есть особая чувашская манера ведения бизнеса?
- Конечно среди чувашей есть бизнесмены и транснационального и федерального и регионального уровня, есть крупные хозяйственники, организаторы. С чувашами очень приятно иметь дело: они основательны и ответственны, не склонны к обману, держат данное слово. Я бы не хотел идеализировать, в каждой нации своя ложка дегтя существует, но в целом, да, это очень ответственный народ.
- В свое время вы были министром экономики Чувашии, нет ли сейчас желания сделать план развития страны с учетом этнических особенностей населения?
- Мы хотели применить подобный подход и даже в свое время писали концепцию экономического развития Чувашии. Кстати, как раз ориентируясь на японский опыт. Японская модель - это позиционирование страны как корпорации. Вот и мы рассматривали республику как корпорацию, как семью. К сожалению, 90-е годы сильно подорвали ситуацию. Сельское хозяйство встало. Очень многие мужчины вынуждены были уехать на заработки в Москву, Подмосковье или другие регионы. Соответственно, оторвались от семьи, от традиций, которые веками формировались. Когда дома нет главы семьи - это плохо. Дети растут без родителя.
Сегодня делаются первые шаги учета специфики разных народов, живущих в нашей стране. Богатство России - народы России.
Недавно я был на выставке в Париже, и, заметив мой значок депутата Госдумы с российским флагом, ко мне подходили азербайджанцы, таджики, армяне, грузины и вспоминали, как замечательно мы жили вместе в Советском Союзе, какие мы были братья и друзья... Признавались, что ностальгируют по тому периоду. И вот это положительное во взаимоотношениях нам надо сейчас вернуть в Россию. А потом, я уверен, к нам подтянутся и страны СНГ, как только почувствуют, что мы эту проблему начали решать. Нужно поторопиться, лет через 20-25 уйдет поколение, которое выросло в Советском Союзе. А следующим поколениям будет труднее понять друг друга.