Аргументы Недели → Общество № 26(164) от 02.07.2009

Все равно, господа, попадетесь!

Гоголевский «Ревизор» – лучшее назидание многим современным чиновникам

, 16:45

Современно не значит извращенно

- В репертуаре Малого одна классика. Почему вы обходите стороной современную драматургию?

- Появится хорошая современная пьеса - возьмем. Не будет - продолжим черпать из классики. Там ведь все есть, в классике! Русский театр возник на литературе Пушкина, Гоголя, Чехова, Островского, Достоевского. Вот какая махина! Какая драматургия!

Она требует больших затрат - режиссерских, актерских. Того же Федю Протасова нельзя сыграть просто бомжем с трясущимися руками. Надо докопаться, почему он дошел до жизни такой. Классика бесценна, она останется современной и через сто лет, и через двести пятьдесят.

Но быть современным не значит быть болезненно-извращенным. Еще в советское время приехали мы в Японию с фильмом «Мелодия белой ночи». Так получилось, что одновременно с нашим фильмом в соседнем зале показывали «Эммануэль». Журналисты и критики бегали из одного в другой. На пресс-конференции меня спросили: «А вы видели «Эммануэль»? «Видел, - отвечаю, - мы можем и похлеще!» - «Почему же в том фильме есть ЭТО, а в вашем - нет?» И я им сказал: «Тот фильм ничего общего с драматическим искусством не имеет. Он для больных людей. И билеты на него нужно не продавать, а раздавать по рецепту врача». Здоровые люди могут делать «это» гораздо красивее, чем там показано. Прошли годы, и мы дожили до ситуации, когда на многие отечественные фильмы нужно пропускать по направлению врача.

- История российского драматического театра, театра профессионального, субсидируемого государством, началась с 1756 года, с указа императрицы Елизаветы Петровны... Трудное это дело - быть хранителем традиций?

- Намного сложнее, чем ломать, а потом строить. Мы в Малом театре давно решили ничего не ломать. Все то, что не будет подходить к нашей сегодняшней жизни, отомрет само по себе. Сохранили уважение к старшим, хотя многие советовали «спихнуть» актеров-пенсионеров. При этом мы не «съедаем» молодежь, доверяя ей главные роли. Даже те наши актеры, кто «работает на стороне», снимаясь в кино, играя в антрепризах, делают это достойно, не роняя марку родного театра.

В Малом артисты на сцене не раздеваются. Раневская у нас не наркоманка. Да, она пьет успокоительное, но это написал доктор Чехов, а он знал, что пишет. Поэтому я не понимаю тех деятелей, что издеваются над классикой. Чехов написал пьесу «Чайка», а теперь ее могут назвать «Почему застрелился Константин». А «Лес» Островского эти «экспериментаторы» назовут «Нужна драматическая актриса»... Я не анекдот вам рассказываю! Я видел эти спектакли!

Сохранить музыку русской речи

- Сейчас почему-то считают, что актеры могут не выговаривать роль громко и четко. Да и вообще сегодня у нескольких миллионов россиян верхняя губа не работает, неправильные ударения льются с экранов ТВ, полублатной язык стал нормой. Только не в Малом!

- Безусловно, очень важно, что ваш театр сохраняет правильную, литературную русскую речь!

- Сохраняем музыку речи. Наши авторы - Грибоедов, Толстой, Островский, Чехов. Они по-другому говорили, не так, как говорят сегодня. В их речи не было быстроты. Да и интонации другие были. Надо либо на одном языке разговаривать, либо на другом. Зачем же умышленно их перемешивать? Меня могут назвать русофилом, но я хочу у себя на Родине читать вывески на русском языке. Не понимаю, почему нужно говорить «супермаркет»? И так далее.

...Чтобы сохранить традиции русского национального театра, мы немало сил потратили, пережив период, когда нас мордовали, ругали, обзывали. Но мы свою нишу не освободили. Это моя гордость. Считаю, что, когда мой час пробьет, могу спокойно покинуть этот грешный мир, и там, в мире лучшем, доложить, что вместе со своими коллегами я пытался сохранить то разумное, доброе, вечное, чем ценен русский национальный театр.

Чиновники в Малый театр не ходят

- Не так давно вы как режиссер поставили гоголевского «Ревизора». Этот спектакль нынче актуален?

- Весьма и весьма актуален. Он как назидание многим современным чиновникам: «Все равно, господа, попадетесь. Не сегодня, так завтра!» Чиновники и есть главные действующие лица нашего спектакля. Несколько лет назад я столкнулся с ними при решении одного важного дела, которым, к сожалению, у меня заняться самому не было времени, я и поручил его человеку толковому, знающему все ходы-выходы, словом - профессионалу в своем деле. Так даже он за полтора года не мог собрать все нужные подписи.
В конце концов пришлось «включиться» самому. И вопрос был решен за сутки! Всего один звонок, и - дело сделано! Как во времена Гоголя - они чувствуют свое могущество. Конечно, в душе знают, что поступают плохо, но таков закон жанра.

- Интересно, эти самые чиновники в ваш театр часто ходят? Или они все больше модные антрепризы посещают?

- Чиновники в наш театр практически не ходят. Тем более на «Ревизора». Они же представляют, о чем пойдет речь, еще со школьной скамьи знают...

Классика и сейчас очень современна. Островский, по своей сути, блестящий экономист. Возьмите «Волки и овцы», «Свои люди - сочтемся». Проценты, махинации... Все это есть в его пьесах. Или пьеса Бальзака «Делец». Когда я посмотрел текст, то понял, что Мавроди читал это произведение. Ну точно его пирамида там описана!

Взять готовую звезду легче, чем растить талант

- Сейчас ведущие столичные театры активно приглашают киношных и сериальных звезд. Не планируете таким же способом укрепить свою труппу?

- Это бизнес: взять готовую звезду легче, чем растить и учить свои кадры. Мы тоже приглашаем хороших актеров из провинции. Многие знаменитости Малого театра так начинали. Но чтобы так вот брать готовую звезду на одну роль... А потом будь что будет?! Всегда найдутся еще более модные, еще более раскрученные!

- Вы практически не снимаетесь. Но если появляетесь, то в заметных ролях, таких как профессор Градов в телефильме «Московская сага»...

- Пытаюсь выбирать то, что мне ложится на ум, на сердце. А такой материал сейчас большая редкость. Видите, что происходит в телесериалах! В каждой серии 7 минут из 50 уходят на рекламу. Режиссеры уже на съемках рассчитывают, чтобы реклама не загубила важную сцену. Смотришь на все это безобразие и думаешь: а ведь так мы дойдем и до того, что во время спектаклей будем делать рекламные паузы!

- Вам не кажется, что сегодня звание «народный артист» девальвируется? Ведь его дают даже самопровозглашенным «королю попсы» и «серебряному голосу России»! Как вы ко всему этому относитесь?

- Я имею некоторое отношение к присуждению этих званий и могу сказать: фамилии многих подобных «королей» комиссия не пропустила. Но, к сожалению, есть другие рычаги. Кстати, народных и заслуженных артистов СССР осталось меньше сотни, включая ближнее зарубежье. Перед смертью одну замечательную актрису спросили: «Вот вы - народная артистка СССР, а СССР нет, как вас теперь объявлять?» Она ответила: «Я народная артистка исчезнувшей цивилизации!»

Высокая культура для простых зрителей

- Юрий Мефодьевич, как чувствуют себя в Малом ветераны сцены? И что вы делаете, чтобы привлечь в театр молодого зрителя?

- Мы создали Фонд Малого театра, который содействует труппе не только в организации гастрольных поездок, но и помогает тем, кто нуждается в лечении, в лекарствах. Мы как можем помогаем всем нашим артистам - не важно, заслуженным, народным или вообще без звания, у нас это не имеет значения. Ветераны сцены, молодые актеры, медицинские работники и артисты театрального оркестра - все они приносили и приносят пользу и славу Малому театру, и театр должен о них позаботиться. Так, в Тамбове не без нашей помощи учреждена премия имени легендарного актера Николая Рыбакова, имевшего прямое отношение и к Тамбову, и к Малому театру. Роль Несчастливцева Островский посвятил именно Рыбакову, а позже в Малом театре эту роль исполнял его сын, актер Константин Николаевич Рыбаков. Мы учредили эту премию специально для лучших и старейших артистов России, именно провинциальных артистов, а не представителей актерского цеха Петербурга и Москвы. Этой весной был запущен проект «Второй университет - второй билет!». Его суть заключается в том, что всем студентам при покупке одного билета на любой спектакль второй выдается бесплатно. А другая благотворительная культурная акция «Всей семьей - в театр! Начните с Малого!». Купившие два билета получают бесплатно третий - для ребенка до 14 лет. Многодетным семьям два детских билета. Деньги за эти билеты ни правительство Москвы, ни Министерство культуры театру не компенсируют. В Малом театре (единственном в Москве) с 1 марта были на 15% снижены цены на билеты. Малый театр для меня главное поле борьбы за культуру подлинную, высокую и в то же время доступную простым зрителям.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram