Аргументы Недели → Общество № 24(162) от 18.06.2009

Первые смотрины «Сухого»

, 17:10

В день открытия салона природа словно набросила траурную вуаль из облаков и пелены дождя в небо над Ле Бурже. Загадочная катастрофа французского лайнера над Атлантикой и атмосфера мирового кризиса - не самый лучший фон для важнейшего события года в мировой аэрокосмической промышленности. На 10% снизился пассажиропоток и на 20% грузовые перевозки на авиатранспорте. Авиаперевозчики должны потерять в этом году до 10 млрд. долларов. Снижение авиаперевозок напрямую сказывается на заказах, размещенных у авиастроителей: аннулируются уже подписанные контракты или  корректируются с цифрами на понижение. Неудивительно поэтому, например, полное отсутствие под Парижем российских авиакомпаний и их коллег из многих других стран.

Авиакомпании экономят как могут, сокращают персонал и закупки новой техники. Даже лидеры мирового авиастроения европейский «Эйрбас» и американский «Боинг» не могут похвастаться новыми заказами: с 1 января по конец мая первый из них получил заказ только на 11 новых аппаратов из всей своей гаммы, в то время как второй - вообще ни одного.

Конечно, никто не ждет от нынешнего салона суперрезультатов предыдущего, двухгодичной давности. Тогда было подписано контрактов на 105 млрд. долл., из которых 89 досталось «Эйрбасу».  Два года назад борьба развернулась между двумя главными проектами этого десятилетия в разряде магистральных лайнеров. После того как «Боинг» со своим В787 Dreamliner завоевал сердца покупателей, вдогонку за ним бросился «Эйрбас» со своим предложением - А380 ХWB. Европейский А380 пока не догнал «Боинг» и может похвастаться 483 заказами, при вводе первых образцов в эксплуатацию с 2013 года. Dreamliner ведет в счете с более 800 заказанными машинами.
Но на сегодняшний день «лайнер мечты» опаздывает от графика поставок на 2 года, и первый самолет будет отправлен японцам только в начале 2010-го. Кстати, организаторы нынешнего салона в Ле Бурже надеялись получить право «первой ночи» - первыми представить эту машину в реальном, так сказать, виде, но надеждам не суждено было оправдаться.

Очевидна поэтому была радость всех специалистов, когда сразу же с места в карьер в первый день салона были обнародованы первые контракты. «Катар Эйрлайнз» подтвердил контракт на 24 машины А380 из 48 запланированных. (Гигантская тушка одного из А380 вызывает все такой же дикий интерес и восторг публики, как и в первый показ два года назад.)

А наш «Сухой» подписал соглашение о намерениях с венгерским «Малевом» на продажу 30 аппаратов Сухой SuperJet 100. На сумму в 1 млрд. долларов. Вот что значит удачная премьера! К тому же на фоне битв фирм-гигантов и их суперпроектов на макетах наш Сухой SuperJet 100 можно было не только пощупать (кому повезло!), но и впервые увидеть в европейском небе.

Хотя и в нашем случае премьерный полет лайнера, способного брать на борт до 98 пассажиров и летать на расстояния до 4400 км, задержался на 2 года. Но это не умаляет достоинств самого самолета, созданного в тесной кооперации с более чем 30 западными компаниями, среди которых американский «Боинг», итальянская «Аления» и французские «Талес» и «Сафран». Это первая самостоятельная российская разработка гражданского авиалайнера после развала Советского Союза.

Он должен встать на замену уставшим Ту-134 и Як‑42. Создание лайнера позволило впервые применить международную кооперацию и интеграцию в авиастроительстве в наших условиях. Неслучайно наша Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подтвердила в Ле Бурже, что ее новый проект, магистральный лайнер МС-21 (первый образец стоит ждать в 2014 г.) пойдет по этой же дороге кооперации с ведущими мировыми компаниями, и к концу этого года стоит ожидать результаты тендера на комплектующие узлы. Потому что именно международная кооперация и интеграция позволяет надеяться России на возвращение в закрытый клуб стран - лидеров гражданского авиастроения.

Долгие годы отсутствия новых конкурентных и надежных авиаразработок из России дают себя знать. Мировой рынок среднемагистральных лайнеров поделили между собой и стали лидерами бразильский Embraer и канадский Bombardier. При этом потребности в региональных самолетах даже вопреки кризису все еще достаточно велики.

Но пока шла разработка SuperJet 100, не стояли на месте китайцы и японцы. Специалисты в Ле Бурже в один голос говорят о том, что наш новый самолет ожидает тяжелая схватка за третье место в табели о рангах в данной категории самолетов. Новая модель из Китая ARJ21-700 компании Comac уже совершила пробные полеты в марте и ожидается к выходу на линии так же, как и наш Сухой, с 2010 года. А региональный лайнер японской корпорации  Mitsubishi Heavy приступит к полетам с 2012 года.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram