Почти половина прошедших в финал «Евровидения-2009» номеров имели ярко выраженные этнические компоненты. И не важно, что сестры Инга и Ануш Аршакян, представлявшие Армению, пели на английском. Мелодия, пластика и особенно костюмы призваны были подчеркнуть именно национальную принадлежность исполнительниц. Впрочем, так же как и дуэт из Израиля - Ноа и Мира Авад (еврейка и палестинка), которые умудрились спеть на иврите, арабском и английском. Португальская группа Flor-de-lis не только своим внешним видом признавалась в любви к португальской народной культуре, но и не упустила возможность продемонстрировать свои традиционные музыкальные инструменты. Даже глобализированные диско-амазонки из Румынии во главе с Еленой Георге не удержались и пустились в заводной фракийский хоровод. Пропевшая за нашу страну украинская гражданка Настя Приходько в качестве подкрепления на сцену вывела аутентичных бэк-вокалисток в славянских платках. А знойная турчанка Хадисе завораживала традиционным для восточных гаремов танцем живота.
Нелли Чобану из Молдавии была, пожалуй, наиболее откровенна в демонстрации своей этнической принадлежности. Не только стилизованный народный наряд и национальные орнаменты на гигантских плазменных экранах сопровождали ее выступление. Но и сама песня славила красоту знаменитого молдавского хороводного танца - хоры!
Вокруг композиции группы Regina из Боснии и Герцеговины случился даже скандал на этнической почве - сербам мелодия подозрительно напомнила их народную!
И наконец, победитель - норвежский белорус Александр Рыбак откровенно признался, что так полюбившееся всем скрипичное соло в его песне Fairytale написано с оглядкой на инструментальные народные композиции...
Подведем итог: шесть песен из первой десятки выбранных телезрителями оказались с печатью национального колорита. Что бы это значило? Почему глобализированная Европа и примкнувшие к ней Турция с Израилем голосовали именно так?
Похоже, финансовое единство экономического пространства, основанное исключительно на прагматизме, автоматически не рождает духовного симбиоза. Объединившись кошельками, люди не согласны обменять свое культурное своеобразие на универсальное европейское нечто, ведь так называемый современный музыкальный стиль популярных песен-однодневок не трогает душу. Потому-то наши европейские соседи с таким жаром и голосуют за этнические изюминки!
Нам в России стоит поучиться на ошибках Европы и начать наконец по-настоящему ценить многообразное музыкальное народное наследство... до того, как его окончательно заглушит безликая отечественная попса.