Аргументы Недели → Общество № 19(156) от 14.05.2009

Память народа

, 17:01

- В советский период по идеологическим причинам ученым не рекомендовалось исследовать влияние личности на ход исторического процесса и мировоззрение народа. Сейчас ситуация изменилась?

- Интерес к изучению роли отдельного человека, безусловно, возрос. Для нас это особенно важно, поскольку при неразвитости институтов гражданского общества в России личностное начало играло в государственных и общественных делах ведущую роль. Работы историков интересуют читателей, если они видят там конкретных людей, характеры и судьбы, и уже потом, через них сам ход истории. Да и народный взгляд на историю страны формировался в значительной мере через оценку выдающихся личностей. В отношении к ним довольно четко проступали особенности национального характера и мировоззрения, этнические ориентации и стереотипы.

Оглядываясь на прошлое нашей страны, конструируя для себя ее культуру и историю, вполне естественно ориентироваться именно на лучшие образцы. Скажем, говоря о русской литературе, мы ведь в первую очередь имеем в виду все-таки Пушкина, Достоевского, Толстого, а не каких-то второстепенных писателей. Так и в характере любого народа есть много хорошего и, разумеется, дурного. Выборочно извлекая эти качества, можно целенаправленно создать любое представление о народе. И каждое будет по-своему обоснованно: как положительное, так и отрицательное.

- Какое же из них настоящее?

- На мой взгляд, то, которое служит сплочению нации. Благожелательное слово раскрывает лучшие качества каждого народа. В этом смысле подход к индивидуальности этноса должен быть таким же, как к личности отдельного человека. Кроме того, русские (да, впрочем, и любая другая нация) нуждаются в позитивном самообразе. От того, как мы сами себя воспринимаем, в немалой степени зависит качество нашей жизни.

- В последние лет 20 стало, увы, обычным плохо отзываться о русских чертах характера. Но если русские действительно любят только пить, а работать не любят, то как же они смогли создать такую страну? Не пора ли восстановить справедливость, показать и другую сторону русских: ведь предки наши достойны уважения хотя бы потому, что оставили нам большую богатую страну, сильную культуру, были первооткрывателями в науке...

- Давайте обратимся к некоторым историческим личностям с точки зрения того, что они внесли в национальное сознание. Начнем с былинных богатырей как первых национальных героев. Их главные черты - служение родной земле и православное благочестие. Кроме того, былинные герои отличались отсутствием тщеславия, стремления к власти, поиска личной выгоды. Постепенно эти качества входили в народное сознание, закреплялись в исторической памяти, формировали национальный характер.

- Получались такие дистиллированные люди? Нынче ведь считается, что стремление к власти не так уж плохо, да и здоровое тщеславие приветствуется.

- А вот Илья Муромец отказывается от предлагаемых ему по пути в Киев княжеств, воеводства и других высоких почестей. Почему? Он стремился в Киев для выполнения основных задач богатырства: служения Родине и народу. Такие былины способствовали укреплению духа нации. Любой народ нуждается в героических мифах. И чем народ сильнее, тем мощнее у него мифы. Былинный эпос - это же великая неписаная история Русской земли! И его типажи, сколь бы мифологическими они нам сегодня ни казались, воздействовали на сознание последующих поколений.

То же самое и с образами князей - народных лидеров русского средневековья. Их почитание начинается с первых лет христианства, а в подвигах ценятся личная праведность и служение народу. В житиях святых воителей за Русскую землю готовность «положить свой живот за други своя» была главной темой.

В деяниях великих личностей русской истории, их народном осмыслении переплетались религиозные, национальные, патриотические и социальные чувства и настроения. Выдающиеся полководцы - Суворов, Кутузов, Скобелев - в глазах народа были «Избранниками Божиими», которым известна «Планида небесная». Я уже не говорю о русских самодержцах, которые сделали много доброго для России и в течение многих веков оставались для большинства своих подданных символом государственности, воплощением национальной и вероисповедной идентичности.

- Знание добрых и благородных поступков предков дает силу будущим поколениям, помогает им иначе взглянуть на мир. За какую ниточку нужно потянуть сейчас в нашей стране, чтобы опыт предков по-настоящему стал нашим - обогатил духовно, придал уверенности, самоуважения?

- Вот уж что нас сегодняшних действительно объединяет - гордость за героические и культурные свершения, за великие имена россиян. Вспомните недавний телевизионный проект «Имя России». Был широкий общественный резонанс, примирительно были настроены разные политические силы.

Мы начинаем выходить из ситуации исторического неведения и дезориентации. Через усилия отдельных людей, через возрождение наших традиционных социальных институтов. Я говорю и о церкви, которая сейчас уже является структурой современного гражданского общества, и о преподавании основ православной культуры в школах. Ведь православие в России было структурообразующей религией, духовной скрепой российской жизни. И этические основы, и поведенческие наши нормы - в значительной степени оттуда.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram