Проект Концепции федерального закона «Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации», подготовленный экспертной группой под руководством академика РАН профессора В.А. Тишкова, в целом производит впечатление добротного, глубоко продуманного документа. Это и понятно, ведь Валерий Александрович так же, как и Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов, был одним из активнейших разработчиков «Концепции государственной национальной политики РФ», утвержденной Указом Президента 15 июня 1996 года.
В то же время ряд положений нового документа очень дискуссионен (например, трактовки понятий «права народов», «межэтнические отношения и конфликты», «о самоопределении народов» и других). Но сейчас речь о другом.
Считаю, что, во-первых, облечь в Закон такую сложную материю, как «национальная политика», весьма проблематично (она по своей сути опосредована, сублимирована социальной, хозяйственной, культурной, образовательной и другими формами деятельности), во-вторых, и это главное, в этом и нет необходимости. У нас есть вполне добротная Концепция 1996 года. Напомню, что более 5 лет назад тогда еще Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству страны «внести коррективы» в Концепцию с учетом новых реалий. Вместо четкого выполнения этого указания разные инстанции власти начали борьбу за собственные приоритеты. Так возникли вначале идеи о выработке закона, а затем многочисленные комиссии в Госдуме, Совете Федерации, Общественной палате, академических институтах и т.д. Высказывались даже такие умозаключения, что Концепция в отличие от закона ни к чему не обязывает, хотя общеизвестно, что во всех странах по важнейшим направлениям жизнедеятельности государства (оборона, внешняя политика, национальная безопасность и др.) принимаются не законы, а концепции, утверждаемые высшим должностным лицом.
Глубоко убежден, что по инициативе, может быть, Общественной палаты надо обратиться к Президенту РФ с предложением создать государственную комиссию по обновлению (корректировке) Концепции 1996 года. Напомню, что та Концепция прошла обсуждение во всех субъектах РФ и получила поддержку.
В обновленную Концепцию, по моему мнению, необходимо включить ряд положений, которые ранее, в ситуации того времени, не получили поддержки в некоторых республиках, а также с учетом тех международных документов, которые Россия ратифицировала или собирается ратифицировать.
Прежде всего следует отметить изменения, которые произошли в политической, социально-экономической сферах, укреплении федерации, в развитии институтов гражданского общества. Считаю, что в качестве центральной в Концепции должна быть поставлена задача «упрочения Российской гражданской нации - многонационального народа Российской Федерации». Тезис, который ранее не воспринимался. Сегодня же, по данным социологических исследований, свыше 60% россиян идентифицируют себя с гражданской нацией - «российский народ». Отрадно, что в «Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» 5 ноября 2008 года понятия «российская нация» и «единство многонационального народа» были обозначены несколько раз и впервые на столь высоком уровне получили емкое обоснование не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия.
Представляется также необходимым в обновленной Концепции отметить, что понятие «национальное государство» не этническое, а политическое и является характеристикой всего российского государства - Российской Федерации - России. В этом смысле республики (государства) как субъекты Российской Федерации не являются национальными (этническими). В отличие от советских конституций в Конституции Российской Федерации нет раздела о национально-государственных основах федерализма. Из этого следует, что наша федерация строится не по территориальному и национальному признакам, а исключительно по территориальному. Но этот территориальный принцип федерализма, естественно, учитывает и этнические особенности территории, историю, традиции и другие важные факторы. В этой связи в Концепции целесообразно отдельно прописать механизмы идентификации индивидуумов и сообществ на личностном, региональном и общероссийском уровнях. С учетом неравномерностей демографических и этнодемографических изменений в региональном разрезе и особой остроты миграционных процессов в Концепции следует отразить государственную политику и в этих сферах.
Если говорить в Концепции об институтах управления, считаю, что речь должна идти не о специальном министерстве, а скорее о высококвалифицированном Управлении в администрации Президента, поскольку национальная политика - это прежде всего прерогатива Президента России.