О чем они могли беседовать? По данным «АН», титановые соглашения - это подготовка к гораздо более крупной сделке. Оба ведущих мировых авиаконцерна - «Боинг» и «Эрбас» - рассчитывают поучаствовать в разделе пирога в сотни миллиардов рублей, которые государство намерено потратить на создание авиакомпании «Росавиа».
Суть такова: государство создает крупнейшего авиаперевозчика страны, который до 2015 г. собирается закупить 223 новых лайнера. Для сравнения: в парке ведущего российского перевозчика - Аэрофлота насчитывается только 97 самолетов. Иными словами, это будет крупнейшая авиационная сделка в российской истории.
Чиновники дали понять, что эти планы не сорвет никакой кризис. На днях министр транспорта Игорь Левитин заявил, что на программу поддержки отечественных авиакомпаний правительство выделит 5 млрд. рублей. Кроме того, в ближайшие два года авиаперевозчикам предоставят государственные гарантии по кредитам в объеме до 30 млрд. рублей.
Эксперты уверены, что основная доля этой антикризисной помощи достанется именно «Росавиа». А та в свою очередь направит их на закупку авиапарка. Такое распределение бюджетной помощи выглядит логично, поскольку изначально предполагалось, что основным поставщиком новых лайнеров для «Росавиа» станет «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). По сути, российские перевозчик и производитель самолетов должны были составить единую «замкнутую» систему по выпуску и потреблению отечественной авиатехники.
Но на практике выделенные государством в рамках антикризисной программы средства могут пойти на закупку европейских и американских лайнеров. Дело в том, что программа создания парка «Росавиа» предусматривает закупку 40 дальнемагистральных и 115 среднемагистральных лайнеров. Модели машин не уточняются, но эксперты отмечают, что в заявленные технические параметры идеально вписываются именно зарубежные машины. Что же касается ОАК, то она может претендовать на контракт по закупке 65 региональных лайнеров - в этой нише у нее есть лайнер «Суперджет-100».
Теперь понятно, почему главы авиаконцернов зачастили в Москву. Первыми, кстати, успели американцы: глава «Боинг Коммершиал Эрплан» Скотт Карсон провел закрытые переговоры с Сергеем Чемезовым еще 7 апреля. А что касается титана, то «Боинг» подписал долгосрочный контракт на его закупки у «ВСМПО‑Ависма» еще в прошлом году.
Мотивы понятны: для «Боинга» и «Эрбаса» прошли времена, когда авиакомпании записывались к ним в очередь за новыми самолетами на 10 и более лет вперед. Сейчас новых заказов практически нет, а прежние - отменяются. В такой ситуации контракт с «Росавиа» может оказаться спасательным кругом для западных авиастроителей. А о том, как «помогают» отечественным авиапредприятиям, мы рассказывали в предыдущем номере «АН».
И последнее. Судя по тому, с каким радушием в Москве принимают глав «Боинга» и «Эрбаса», создается впечатление, что интересы этих корпораций у нас начали продвигать на самом высоком уровне.