Где густо, где пусто
Для России с ее традициями авторитаризма и правового нигилизма повышение уровня правовой культуры способно, по крайней мере, «ужать» актуальность известной поговорки насчет закона, который что дышло...
Исходный плацдарм для повышения планки правового сознания - улучшение качества юридического образования. Этим вопросом со времени своего создания в 2005 г. озаботилась Ассоциация юристов России (АЮР). Ее комиссия по общественной оценке качества высшего юридического образования, возглавляемая автором этих строк, провела своеобразную диагностику системы юридического образования. Изучены претензии к ее качеству со стороны участников процесса - работодателей, вузов и самих студентов. Комиссия и сформулировала предложения по неотложным мерам в целях повышения качества юридического образования. Как стало известно, разработан и соответствующий проект президентского указа.
Какие же болячки выявила диагностика АЮР?
Сейчас в России высшее юридическое образование имеют полтора миллиона человек. Но реально работают на юридических должностях чуть более 730 тыс., то есть половина от общего числа дипломированных юристов. При этом каждый год свеженькие дипломы получают примерно 150-160 тыс. молодых юристов. Очевидно, что количество рабочих мест с такой же скоростью расти не может.
Половина выпускников не находит себе места по специальности. При этом в нашей стране работающих юристов в 5 раз больше на душу населения, чем в Советском Союзе, и примерно в 1,5-2,5 раза больше, чем в США и Европе. Но это касается юристов вообще. А вот по количеству адвокатов или специалистов в сфере предпринимательского права мы отстаем от мировых показателей.
Прибытка больше, знаний меньше
Между тем в сравнении с временами СССР, когда юристов готовили всего 52 вуза, сейчас образовательные услуги в этой сфере предоставляют свыше 1200 организаций. Одних только государственных вузов и их филиалов - почти 550. А негосударственных и их филиалов - под 700! При этом резко возросло количество непрофильных образовательных учреждений, открывающих обучение по юридическим специальностям. Чуть ли не в каждом сельскохозяйственном техникуме готовят юристов.
В АЮР пришли к парадоксальному выводу: одна из причин падения качества юридического образования в том, что этот вид бизнеса стал прибыльным для вузов. Дело в том, что сохраняется ажиотажный спрос на юридическое образование, т.к. юридические специальности считаются престижными и высокооплачиваемыми. Кроме того, юноши-студенты на период обучения получают право на отсрочку от воинской службы. Уже за это некоторые родители готовы платить.
Растет количество организаций с заочными и дистанционными формами обучения, поскольку они не требуют больших расходов и, соответственно, прибыль получается выше.
При этом преподавателей, особенно высококвалифицированных, на всех не хватает. Если брать в среднем, то на одно учебное заведение приходится сегодня не более 3-4 штатных докторов юридических наук. Но на практике эта средняя цифра сильно варьируется. Например, если в Московской государственной юридической академии работают 84 доктора юридических наук, то во многих непрофильных вузах и филиалах - просто ноль.
Правоведы АЮР считают, что существующая система контроля знаний и качества образовательных услуг неэффективна, а государственные образовательные стандарты требуют обновления и совершенствования.
Прием в юридические вузы по результатам ЕГЭ никак не ориентирован на нужды юридического образования и не способен отсеять тех, кто не мотивирован на получение знаний и работу по специальности. Нет согласованных критериев качества образования в сфере юриспруденции. Нет разработанных профессиональных требований к молодым юристам, делающим первые шаги в профессии.
Что делать?
Ассоциация готова в короткий срок совместно с Министерством юстиции и Министерством образования и науки подготовить Программу развития юридического образования в России на 2009-2012 гг. с конкретными показателями, по которым можно будет сверять ход ее реализации.
Но поскольку система образования обладает таким свойством, как инерционность, эти меры дадут эффект не сразу. Поэтому параллельно прямо сейчас нужны очень жесткие решения, чтобы прекратить или сделать невыгодным производство заведомого «брака» в юридическом образовании.
Во-первых, нужно утвердить перечень профильных вузов по подготовке кадров в области юриспруденции.
Во-вторых, прекратить с 1 сентября 2009 г. прием абитуриентов на юридические отделения и факультеты непрофильных государственных вузов. При этом, конечно, те студенты, кто уже начал учиться, закончат обучение и получат соответствующие дипломы.
В-третьих, отменить отсрочку от призыва на военную службу для юношей, обучающихся на юридических отделениях и факультетах непрофильных вузов. Для этого предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Не надо выделять бюджетные места для подготовки юристов в непрофильных вузах. И наконец, разработать новые федеральные государственные стандарты высшего образования в области юриспруденции.
Но, считают в АЮР, какие бы совершенные стандарты ни создавались и как бы часто их ни меняли, успеть за ситуацией никогда не получится. Ведь специалисту, выученному по этим стандартам, вручат диплом только через 6-8 лет. А за это время жизнь снова уйдет вперед. Как можно решить эту проблему?
Нужен правовик-новатор
Похоже, следует принципиально изменить постановку задачи: в обучении делать ставку не столько на расширение объема новых знаний, а на самого человека, на развитие его личных качеств и способностей. Чтобы молодой профессионал научился быть эффективным и мог быстро и, самое главное, самостоятельно адаптироваться к новым юридическим реалиям и запросам рынка труда.
Для этого необходимо увеличить блок дисциплин, направленных на развитие таких качеств, как юридическое мышление, юридическая логика, навыки научного анализа, юридическая этика. Желательно ввести предметы, формирующие мировоззрение и способность ориентироваться в общественно-политических процессах. Речь идет о воспитании человека будущего, который бы соответствовал требованиям, заложенным в матрице инновационной модели экономики и общества знания.
Некогда Александр Солженицын с горечью констатировал, что постсоветское самоустранение государства из сферы образования и ее коммерциализация вылились в «образованщину». Так вот: в области юриспруденции и правосознания это привело к тому, что в крылатом выражении «Dura lex, sed lex», т.е. «Закон суров, но это закон» иные граждане слышат лишь слово «дура» - дескать, закон можно обойти. Ассоциация юристов России предлагает государству меры, которые блокируют обходные пути и устранят правовую «образованщину».
Справка «АН»
Ассоциация юристов России учреждена в 2005 г. в целях содействия становлению правового государства, формированию гражданского общества, обеспечению прав и свобод граждан и их правовому воспитанию. Смена председательства в организации осуществляется ежегодно. В нынешнем году Ассоциацию возглавляет председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Сопредседателями являются глава Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин и советник Президента Российской Федерации по правовым вопросам Вениамин Яковлев. А попечительский совет АЮР возглавляет Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.