Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 13(151) от 02.04.2009

На безрыбье и «океан» – магазин

, 16:09

Скоро к нам могут вернуться старые добрые советские магазины «Океан». По планам инициатора проекта – Росрыболовства – в каждом городе-миллионнике появится по 10–15 таких магазинов. Уже скоро должны открыться два магазина в Архангельске. По планам чиновников, рыба будет поступать в торговые точки этой сети без посредников, а значит, должна оказаться на 30–50% дешевле. Окончательная реализация проекта зависит исключительно от желания бизнеса поддержать это начинание.

Задумка возродить ушедший в небытие рыбный бренд «Океан» появилась в рамках программы по реформированию российской рыбной отрасли. Законодатели ужаснулись, насколько высоки цены на рыбную продукцию в магазинах, и решили что-то с этим делать.
Высокий уровень цен в рознице формируется за счет роста импорта. В 2006 г. доля импортной рыбной продукции на внутреннем рынке составляла 38%. При этом, по иронии судьбы, на прилавки из-за границы часто попадает рыба, выловленная нашими же рыбаками, которым гораздо выгоднее продавать ее за границу. В результате эта рыба продается здесь с огромными торговыми наценками, попадая в супермаркеты через многочисленные цепочки посредников. Росрыболовство приводит пример. В Мурманске рыбаки продавали партию мойвы по оптовой цене 9,12 руб. за килограмм, в Подмосковье эта рыба продавалась уже по 80,85 рубля. При этом, утверждает ведомство, доставка с Кольского полуострова в Москву обходится не более чем в 3,5 руб. за килограмм.
Решив положить конец этому безобразию, чиновники вспомнили, что новое - это хорошо забытое старое. По планам Росрыболовства, региональные власти должны предоставить заинтересованным бизнесменам под магазины «Океан» помещения с минимальной арендной ставкой. Бизнесмены в обмен на это обязуются продавать рыбу на 30-40% дешевле, чем в обычной рознице.
Загвоздка - чтобы добиться такого снижения цены, необходимо обеспечить поставку рыбы в магазины без посредников. В результате магазины «Океан» смогут стать прямыми конкурентами сетевой торговле, что рано или поздно должно привести к падению цен на рыбу в целом. К тому же из-за девальвации рубля за последние месяцы значительно сократился импорт продовольствия в нашу страну. В частности, импорт рыбы в феврале 2009 г. упал на 31% по сравнению с февралем прошлого года. А значит, это еще один шанс увеличить на прилавках количество российской рыбной продукции и сократить зависимость от импорта.
Первые магазины «Океан» должны появиться в конце весны или летом этого года в нескольких городах: Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Архангельске, Мурманске и в городах-миллионниках. Сколько их в конечном итоге появится, пока неизвестно - все будет зависеть от инициативы местных властей и бизнеса, отмечают в Росрыболовстве. Стартовый капитал каждого магазина оценивается ведомством в 6 тыс. долларов, а прогнозы на окупаемость - от 1 до 5 лет. Правда, оценка бизнеса несколько отличается - вплоть до 1 млн. долларов и с гораздо большим сроком окупаемости, особенно в условиях кризиса.
Безусловно, новые «Океаны» будут кардинально отличаться от своих советских предшественников. По воспоминаниям очевидцев, они не блистали большим ассортиментом свежей рыбы, а прилавки были зачастую пусты или заполнены многочисленными консервами. Теперь это будут небольшие магазинчики площадью 300-400 кв. метров с изобилием недорогих сортов рыбы и ценами на 30-40% ниже, чем в крупных торговых сетях.
- Главная проблема отрасли заключается далеко не в вопросах доставки и сбыта или в высоких наценках розницы, а в необходимости создания мощностей по промпереработке. Иначе мы по-прежнему будем импортировать конечную продукцию из российского «сырья», - говорит Максим Клягин, аналитик ИК «Финам Менеджмент».
В любом случае несколько магазинов в некоторых российских городах никак не повлияют на ценообразование в российской рознице, уверены специалисты. К тому же недостаточно открыть магазин, надо еще и обеспечить тот самый прямой контакт между производителем и продавцом, без всяких посредников, а это не так просто. Это понимает и сам бизнес. Например, одна из крупных торговых сетей X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и др.) уже проявила интерес к сотрудничеству с Росрыболовством. Но уточнила: проект имеет смысл, только если ведомству удастся выстроить устойчивую систему доставки рыбы, которой на сегодняшний день у нас нет.
К тому же проект пока не обеспечен главным - самой рыбой. Ее далеко не так много, как хотелось бы. Хотя ее вылов, по прогнозам Росрыболовства, в этом году вырастет минимум до 4 млн. тонн против 3,3 млн. тонн в прошлом году, и будет расти далее. «Если бы предложение рыбы было в достаточном количестве, то магазины сами бы снижали цены. Но трудность в том, чтобы нарастить объемы легального вылова рыбы», - говорит Дмитрий Янин, глава Международной конфедерации обществ потребителей.
К тому же есть нюанс - потребители за последние годы привыкли к формату супермаркетов. Никто не бежит за хлебом в булочную, а за огурцами в овощной. Гораздо удобнее и быстрее все купить сразу в одном месте. И с этой точки зрения потребители будут переходить на покупку рыбы в специализированных магазинах с трудом, разве что только в том случае, если цена и правда будет существенно меньше. К тому же в большинстве городов «Океаны», скорее всего, будут расположены не в центре города - из-за дороговизны аренды, а в спальных районах, и это тоже не сделает дешевую рыбу доступнее.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram