Уже с пяти-шести лет девочку приучали держать в руках иголку с ниткой. И не случайно шить начинали так рано, ведь наготовить полотенец нужно было на всю оставшуюся жизнь, а сроки поджимали - вышивка на Руси считалась занятием девичьим. У замужней женщины на это просто не было времени. На ней были готовка, стирка, уборка, другими словами - дом.
Вот и приходилось красавицам, едва научившись твердо ступать по земле, садиться за рукоделие и начинать готовить себе приданое. В свадебном сундуке невесты насчитывалось тридцать-сорок, а иногда и до ста расшитых полотенец, ширинок, столешников на все случаи жизни: Рождество, Масленицу, Пасху, подарки родственникам. На специальное полотенце принимали новорожденного. И в последний путь провожали тоже на полотенцах.
Во время больших церковных праздников заготовленные для приданого полотенца развешивались по стенам дома, и гости могли судить по ним о трудолюбии, прилежности девушки, ее художественном вкусе и аккуратности. Естественно, в такие дни ухажеры тоже заглядывали к девицам и живо интересовались рукоделием.
Полотенца были важнейшими атрибутами во время свадьбы: ими одаривали родню жениха, украшали стены в доме и свадебный поезд, связывали жениха и невесту во время венчания. Можно сказать, полотенца были метрической выпиской невесты. Они не просто представляли определенную материальную ценность, но и являлись фактически знаком родства женщины по материнской линии. Ведь у каждой мастерицы были свои особенные узоры, которые передавались по наследству. По ним-то и определяли, к какому роду относится женщина.
С помощью полотенец молодая жена входила в новую семью, обозначая свое пространство. Свекровь убирала свои, и их место занимали полотенца молодой жены. Когда строили новый дом, хозяйка вносила в него горшок с углями из старого очага опять же - на вышитом полотенце.
Полотенца вешали на окна, зеркала, спицы или крючки по стенам. Отсюда их называли занавес, зеркальные, наспичники, накрючники, пристены, моховики, рукотеры, подножники и т.д. Длина полотенец составляла обычно от 2 до 4 метров, а ширина 36-38 сантиметров. Лен для холста использовали самый лучший - кружельный.
Некоторые полотенца, например обыденное, изготавливали сообща, коллективно и всего за одну ночь. Делалось это в период неурожая, засухи, других бедствий. Девушки собирались вместе, каждая приносила по кудельке. Вместе пряли и ткали семиметровое полотно. Работать нужно было молча. Представляете, каким испытанием это было для юных барышень? А когда обыденное полотенце было готово, его трижды обносили вокруг деревни, а потом сжигали. Считалось, что такой обряд спасет деревню от несчастий.
Мало кто сейчас воспринимает полотенце как украшение. Современные технологии изготовления привели к тому, что стало оно для нас куском материи, имеющим лишь утилитарное значение. Но в некоторых из традиций полотенце используют до сих пор. Например, встречая гостей хлебом-солью, каравай выносят на полотенце. И если хлеб с солью символизируют солнце и землю, то полотенце - дорогу жизни, линию судьбы человека.