Аргументы Недели → Общество № 12(150) от 26.03.2009

Штрафные потери казны

, 15:53

Суть его претензий сводится к двум пунктам.

Во-первых, собирать мелкие штрафы до 300 руб. государству крайне невыгодно. Оказывается, казна теряет на этом огромные деньги. Чтобы штраф из кармана провинившегося автомобилиста капнул в госбюджет, нужно задействовать немало чиновников и проделать порядочный объем бумажной работы. При этом, по словам директора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артура Парфенчикова, расходы на оплату бюрократического труда равны самой сумме штрафа. Бывший глава ГАИ, нынешний член Совета Федерации Владимир Федоров, уверен, что реальные траты еще выше. По его данным, с учетом судебных издержек взыскание 300рублевого штрафа обходится государству дороже 500 рублей.

Во-вторых, приставы недовольны, что по вине гаишников им приходится делать кучу бесполезной работы. Для примера: в прошлом году с подачи ГИБДД служба запустила делопроизводство по 9,8 млн. штрафов. Однако впоследствии оказалось, что к моменту начала дела каждый пятый штраф уже был оплачен. При этом, по самым скромным оценкам, расходы казны на этот бесполезный труд составили не менее полумиллиарда рублей.

Деньги немалые. Считайте сами: за весь прошлый год ГИБДД штрафануло российских водителей на 9,485 млрд. руб. (всего выписали 41 млн. квитанций). Правда, в конечном счете удалось собрать только половину суммы. Во многом это объясняется тем, что средняя сумма автоштрафа по России невелика - 231 рубль. Вот многие водители и забывают рассчитаться с государством по такой «копеечной» сумме. «Люди не платят мелкие штрафы не потому, что жалко денег, а потому, что это отнимает много времени. В банках большие очереди, сложно разобраться с реквизитами», - добавляет лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Итак, каковы общие «штрафные» потери казны? Это 5,3 млрд. руб. - недоимки плюс деньги, потраченные на бесполезную работу приставов. Но поражает другое. На мелкие наказания в размере 100-300 руб. приходится... две трети всех выписанных гаишниками штрафов. Иными словами, даже если бы штрафы собирались целиком и полностью, это все равно влетело бы бюджету в 5-6 млрд. руб. чистого убытка.

Понятно, что с такой нелепой системой надо что-то делать. Директор ФССП предложил самый гуманный вариант: по его мнению, мелкие штрафы до 300 руб. лучше заменить административными предупреждениями. Он уверен, что водителей надо наказывать на ощутимые для их кошелька суммы, но только за грубые или систематические нарушения.

Предложение выглядит здравым. Впрочем, давний критик ГИБДД, президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин уверен, что автоинспекция в таких изменениях не заинтересована. «ГАИ превратилась в организацию, для которой безопасность движения на какомто из последних мест, а на первом - сбор денег для бюджета. Это вторая налоговая инспекция, только налоги зовутся штрафами», - утверждает адвокат.

Он указывает на следующие обстоятельства. По сути, местные власти спускают ГИБДД «план сбора налогов». В бюджетах некоторых регионов даже присутствует строка, сколько средств за год должно быть получено от автомобильных штрафов. Понятно, на что такие вещи провоцируют автоинспекторов.

Кроме того, по мнению г-на Травина, при нынешней системе чем хуже ситуация на дорогах - тем лучше для ГАИ. Потому что в первую очередь сотрудники автоинспекции отчитываются перед начальством не о количестве спасенных людей, а о числе возбужденных дел. Причем чем больше гаишник заполнит протоколов, тем быстрее его повысят в звании...

Однако, как выяснили «АН», на самом деле гаишники - вовсе не против замены мелких штрафов предупреждениями. Но чтобы предложенная приставами система административных предупреждений действительно заработала, нужно внести поправки в кодекс об административных правонарушениях.

Так что возня с мелкими штрафами достала не только чиновников, но и самих инспекторов. Что особенно радует, никто не предлагает вместо отмены незначительных наказаний резко повысить суммы. Значит, есть шанс, что проблема решится к обоюдному удовольствию как чиновников, так и автомобилистов.

Дорожный позитив

Суровые штрафы за нарушение ПДД спасают жизни. Тут и доказывать нечего. Последние восемь лет уровень аварийности на дорогах в России рос. Дошло до того, что каждый год в автомобильных авариях в нашей стране погибали до 30 тыс. человек - население небольшого городка. И тут в силу вступила новая версия кодекса об административных правонарушениях.
Результат налицо: в 2008 г. аварийность на дорогах резко снизилась. Вот основные цифры: число погибших в ДТП упало на 10%, раненых - на 7,3%. А число аварий с участием пьяных водителей в 2008 г. снизилось на 12,7%. Значит, если сравнить показатели прошедшего года с 2007-м, получится, что целыми остались примерно 15 тыс. машин, а более 3 тыс. человек сохранили жизнь.
Лидером по улучшению показателей в 2008 г. стала Чеченская Республика - там произошло на 23% меньше аварий. Неплохи дела в Сахалинской (‑16,8%) и Вологодской областях (‑14,2%). А по снижению смертности на дорогах в рекордсмены выбилась Республика Карелия - там погибло на 25,5% меньше людей.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram