Нынешняя наша одежда по сравнению с традиционной народной выглядит более уныло. Быть может, сказывается то, что уж в очень суетное время живем. В мордовской сороке - женском головном уборе - в маршрутку, знаете ли, не залезешь, разве что сильно пригнувшись... Или попробуйте надеть старинную женскую одежду - сарафан с рубахой. Можно ли в ней пойти быстрой, решительной походкой? Невольно выпрямишься, поднимешь голову и ступишь мягко. Народный костюм - это же состояние души!
Вплоть до XX века сарафан был одеждой женщин всех сословий России. А вот появился он на Руси в XVI веке как... мужская одежда. «Сарафаном» тогда называлась глухая наплечная одежда с длинным рукавом, которую носили князья. Такой сарафан мог иметь съемные длинные рукава. Шились сарафаны из парчи, шелка и тому подобных дорогих привозных материалов.
Само слово персидское и означает «парадная одежда». Сарафаны были самые разные, различались кроем - прямые, круглые, глухие и распашные, туникообразные, декорировались вышивкой, тесьмой, кружевами, пуговицами, сажеными речным жемчугом и перламутром... Самый древний - косоклинный - сарафан назывался глухим. Его переднее и заднее полотнища составляли единое целое, перегнутое на плечах с небольшой горловиной, маленькими проймами для рук.
В каждом уголке страны были свои фасоны сарафана и мотивы вышивки, и потому, встречая по одежке, можно было сразу сказать, откуда прибыла гостья. Косоклинные в основном носили жительницы русского Севера. Красавицы Олонецкой, Новгородской, Псковской, Архангельской губерний украшали центральную планку и бретели нашивками с вышивкой, а подол - цветными горизонтальными полосами. Северный косоклинный сарафан можно сравнить с современным кроем «юбки-солнце» или «полусолнце». В старину, для того чтобы сшить такой сарафан, необходимо было около 45 метров. А все потому, что ткали тогда полотно узким. Такой крой создает своего рода «колокол‑энергогенератор», который способен сохранить и усилить женскую энергию. Утверждают, что силу сарафана можно почувствовать уже через 20-30 минут ношения: женские глаза начинают светиться, спина расправляется, походка меняется, движения становятся более плавными...
Вот и мэтр отечественной моды Вячеслав Зайцев неравнодушен к русскому костюму и горюет, что на улицах в русской национальной одежде сейчас никого не встретишь:
- В сознание русских людей десятилетиями внедрялось ошибочное представление, будто традиционная одежда - это костюмы народных и псевдонародных ансамблей. Расписанные красными петухами, изуродованные каким-то нелепым золотым декором. В общем - безвкусица. Оттого-то мы сейчас и на пепелище - русскую одежду никто не производит и в общем-то люди пока что не особо горят желанием ее покупать, - сетует кутюрье. - Но ведь ситуация может быть переломлена. Это дело без преувеличения государственной важности! И касается это не только экономической безопасности страны (ведь одеваясь так, как мы сейчас одеваемся, мы спонсируем кого угодно, только не отечественную легкую промышленность), но и идеологии, и даже политики, и здоровья нации, кстати, тоже. Лен, хлопок, шерсть - то, из чего шьется традиционный русский костюм, - это ведь не синтетика, в которой тело совсем не дышит.