Аргументы Недели → Общество № 7(145) от 19.02.2009

Страшный сон «Газпрома»

, 16:55

«Газпром» угодил в неприятную ситуацию. Мало того, что зимняя «контрукраинская» кампания обошлась ему в 3,2 млрд. долл. упущенного дохода. Мало того, что в январе пришлось похоронить все планы по наращиванию добычи. Так корпорация получила еще и удар в спину со стороны Туркмении. Среднеазиатская республика все активнее флиртует с Индией и Китаем. Ради новых друзей она может кинуть российского партнера.

Азиатская честность

Туркменское руководство никогда не отличалось особым умением держать слово. Предыдущий президент Сапармурат Ниязов запросто мог подписать какие угодно контракты с «Газпромом». А затем забыть. Ярчайший пример – скандальная история с запечатыванием туркменских скважин. Десять лет назад, обидевшись на «Газпром», Туркменбаши полностью остановил экспорт топлива. При этом он не просто заморозил добычу, а приказал навечно залить месторождения бетоном.

Правда, «вечность» продолжалась недолго. Вскоре стороны помирились, бетон пришлось раздолбить. Отношения улучшились до такой степени, что пожизненный президент Туркмении пообещал продавать России весь свой экспортный газ. Для «Газпрома» это стало настоящим спасением. Если у него не будет хотя бы 30–50 млрд. куб. м «голубого топлива» из Азии, возникнут огромные проблемы. Дело в том, что своего, российского, газа физически не хватит, чтобы обеспечить поставки одновременно и в Россию, и в Европу, и в Украину.

Одна беда: монополия не учла тонкости восточной политики. Оказалось, Туркменбаши одновременно вел переговоры с несколькими государствами. Он ухитрился заключить контракт не только с нами, но и с Китаем. Поднебесной пообещали поставлять по 30 млрд. куб. м газа начиная с 2009 года. Проблема в том, что эти кубометры у Туркмении далеко не бесконечные. Страна добывает 67 млрд. куб. м газа в год. И почти все, что не уходит на собственные нужды, достается «Газпрому». Проще говоря, подписав китайский контракт, одно и то же топливо одновременно продали двум странам.

Дальше было еще веселее. Система газопроводов в Туркмении изношена. Тянуть ветки в другие страны за свой счет там не хотят. Значит, покупатель газа должен вложиться еще и в модернизацию и прокладку туркменских труб. А дело это накладное – такие вложения отбиваются десятилетиями. Поэтому «Газпром» для начала попросил Туркмению провести независимый аудит газовых запасов. А то вдруг недра республики не столь богаты?

Туркмены аудит сделали, но результаты… засекретили. Осведомленные источники говорят, будто г-н Ниязов демонстрировал некие цифры главе «Газпрома» Алексею Миллеру. Но в руки он ему эти документы не дал. Что бы ни было в тех бумагах, налицо тот факт, что российская монополия по сей день воздерживается от крупных инвестиций в туркменскую газовую инфраструктуру. Может, потому что запасы там оказались далеко не сказочные?

Перспектива невеселая. С каждым годом «Газпром» все глубже увязает в туркменских скважинах.

Тем временем, пока наши таким оригинальным образом просчитывали свои инвестиционные риски, китайцы проявили изрядную прыть. Как только они подписали контракт с туркменами, Пекин выделил 20 млрд. долл. из госказны на строительство газопровода. Протяженность трубы, которую пафосно назвали «Великим шелковым путем XXI века», превысит 9 тыс. километров. Самое ужасное для России – это ее мощность. Она достигает 40 млрд. куб. м газа в год.

Это значит, что китайцы смогут утянуть к себе чуть ли не весь туркменский газ. Стройка «Великого пути» ведется стахановскими темпами. Ее даже обещали закончить к началу нынешнего года, но не успели. Скорее всего, ветка вступит в строй только в следующем году.

Последний шанс

Тут возникает ключевой вопрос. А как же обещания, которые Туркменистан дал «Газпрому»? Как-никак, под заверения о вечной дружбе новый президент республики г-н Бердымухаммедов подтвердил все прежние договоренности. Контракт с Россией подписан на 25 лет, цену Туркмении предложили очень хорошую. К слову, Гурбангулы Мяликкулиевич проникся такой любовью к российской газовой монополии, что даже посоветовал ей перенести строительство «Газпром-Сити», включая 400-метровую башню, из Петербурга в центр Ашхабада. Мол, так будет гораздо надежнее.

Увы, но стороны лобызаются только на парадных фотографиях. В реальности картина несколько иная. Туркменистан продолжает свою сногсшибательную политику двойных и даже тройных продаж. Теперь не только мы, но и китайцы не могут быть уверены, что получат обещанное.

Это потому, что Туркменистан уже начал поставки газа в Иран по газопроводу Корпедже – Курткун. Кроме того, Ашхабад активно договаривается о строительстве газопровода мощностью 30 млрд. куб. через Афганистан в Индию. И конечно, г-н Бердымухаммедов не забывает о страшном сне «Газпрома» – проекте «Набукко». По этой трубе каспийское «голубое топливо» может пойти в Европу мимо России.

Короче, не исключено, что на туркменском газе каши не сваришь. Политика в стиле «и вашим, и нашим» может привести к тому, что ни мы, ни китайцы, ни индусы и близко не получим того объема топлива, на который рассчитывали. Тогда Поднебесная потеряет свои миллиарды. А перед нами замаячит угроза завалить европейские поставки.

Перспектива невеселая. Надо сказать, что «Газпром» с каждым годом все глубже увязает в туркменских скважинах – зависимость нарастает. Монополия уже дала понять, что ей может оказаться недостаточно обещанных 50 млрд. куб. м туркменского газа в год. Сейчас она активно выясняет, не удастся ли увеличить добычу в этой стране до 70–90 млрд. кубометров.

Как быть? Очевидно, что полагаться на честность азиатского партнера было бы наивно. К тому же, видя проблемы «Газпрома», Туркмения получит мощный рычаг для нажима. Значит, лучше рассчитывать на собственные силы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram