Попугали супостата
Недавний полет пары сверхзвуковых стратегических ракетоносцев Ту-160 в Венесуэлу произвел фурор в авиационном мире, изрядно обеспокоил правительства стран Североатлантического альянса и привел в восторг наших южноамериканских друзей. Но мало кто знает, что красавцы «Белые лебеди» в этом трансконтинентальном визите добивали последние крохи ресурса двигателей. На сегодняшний день из 15 машин, стоящих на вооружении Дальней авиации ВВС РФ, в воздух подняться могут лишь 3 самолета. Остальные прикованы к земле - требуется капитальный ремонт и модернизация уникальных двигателей НК-32.
Разработчиком НК-32 и является СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Только конструкторы этого предприятия имеют право дать военным разрешение на эксплуатацию. Только здесь знают, как их ремонтировать и модернизировать. Это же касается и двигателей ракетоносцев Ту-22М3 и Ту-95. Стратегическая авиация России, вся без исключения, зависит от марки «НК».
И вот получается, что поддерживать авиационную составляющую «ядерной триады» будет попросту некому. Может быть, дальнюю авиацию приравняли к «потешным» войскам, и у нашей страны уже нет стратегических интересов и вероятных противников, а есть только друзья, партнеры и коллеги? Страшная позиция - безудержное желание сэкономить на обороноспособности страны.
В редакцию попала копия обращения коллектива СНТК к президенту страны, председателю правительства, губернатору Самарской области и генеральному директору ГК «Ростехнологии». Вот маленькая цитата из него: «Действия нынешнего руководства (предприятия) фактически сводятся к ликвидации СНТК, о чем ими открыто заявлялось на различных совещаниях, в том числе заказчикам в Министерстве обороны.
В СНТК из-за неплатежей уже отключили электроэнергию, вот-вот перекроют газ. Грамотно законсервировать предприятие - тысячи станков и производственных участков проблематично - на это тоже нужны средства. К тому же среди рабочих и инженеров мало желающих своими руками «убивать» предприятие. Но если из агрегатов не слить эмульсию и технические жидкости, в морозные дни без отопления они замерзнут и попросту разорвут механизмы.
Не в свои сани
Многострадальный СНТК им. Н.Д. Кузнецова - актив весьма привлекательный. Но бизнесмены и чиновники вели за него борьбу не потому, что стратегическую авиацию поднимает в небо марка «НК», и не потому, что именно у самарцев есть один‑единственный в России по‑настоящему новый и перспективный авиадвигатель собственной (не советской и не импортной) разработки. Газоперекачка - вот ключевое слово. Все внимание к ней, родимой. Это большие и относительно быстрые деньги - известно, что «Газпром» платит вовремя и сполна.
Кто бы в последние годы ни приходил порулить предприятием, главной заботой было обеспечить производство заказами на газоперекачивающие агрегаты для «Газпрома» и зарубежных клиентов. А когда пахло жареным - долги ли, сорванные контракты, бездарный менеджмент и провальные решения, традиционно прикрывались высокой государственной необходимостью «Родину защищать» - дескать, военные без нас никак, сверхмощный и экономичный НК-93 как воздух нужен стране. И это сущая правда. Но только на самом деле заказы Минобороны и разработки для авиации оказывались в роли пасынков, на вторых ролях.
Вина государства, главного акционера предприятия, конечно, очевидна. Долгие годы вообще без госзаказа подорвали силы. СНТК - это научно-технический комплекс, плохо приспособленный для выживания в отрыве от государственных интересов. Его создавали как головное предприятие, призванное обеспечивать серийные производства готовыми образцами и отработанными технологиями. Отсюда мощное конструкторское бюро, собственная экспериментальная база, уникальные стенды для наземных испытаний авиационных и ракетных двигателей, полигон. Но с развалом Союза серийные заводы стали самостоятельными субъектами, а на СНТК с переменным успехом занялись противоестественным для себя делом. На базе авиадвигателей стали налаживать не разработку, а производство газоперекачивающих агрегатов. К слову, в разные годы предпринимались попытки на собственные средства довести до ума «флаг» предприятия НК-93. Результат вышел плачевный - долги банкам, бюджету, регулярные проблемы с выплатой заработной платы сотрудникам.
Неужели злейший «друг» России «железная леди» Маргарет Тэтчер права - нам уготована судьба стать сырьевым придатком «развитых» демократий и 30 млн. россиян вполне достаточно для выполнения этой высокой миссии? Переориентация оборонного предприятия на снабжение трубопроводной системы газоперекачивающими агрегатами вполне укладывается в эту людоедскую теорию.
И всяческие Ростехно и Роснано, ОАК и ОДК созданы и существуют для отвода глаз? Получается, что эпохальный вояж «белых лебедей» в Венесуэлу стал лебединой песней для грозных боевых машин.
Крест на чуде?
Кроме России, ни у одной страны нет такого чуда, как НК-93. Весь остальной мир с оглядкой на НК-93 пока только рисует эскизы и создает модели. Правда, в США приступили к летным испытаниям двигателя подобной схемы, но значительно меньшей мощности. Получается, при таком подходе к «развитию» авиационного двигателестроения мы сами сдаем перспективное направление и из лидеров этой гонки добровольно уходим в аутсайдеры. С трудом воткнули летные и наземные испытания НК-93 в федеральную целевую программу «Развитие авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». В прошлом году на завершение летных испытаний Правительством РФ было выделено 94 млн. рублей... Но эти деньги попали в СНТК только в середине декабря! За несколько оставшихся летных дней «освоить» их и провести почти 20 экспериментальных полетов - задача совершенно нереальная. А по закону неосвоенные средства остаются в бюджете - что упало, то пропало. Летающая лаборатория Ил-76ЛЛ с двигателем НК-93 опять 2 месяца стоит без движения в подмосковном ЛИИ им. М.М. Громова.
Тамошнее начальство смотрит на простой косо. Есть заказ на испытания индийского двигателя, а лаборатория такого уровня в Жуковском одна. Как говорит ведущий конструктор Анатолий Лоцман, если НК-93 с крыла снимут, то в небо ему уже никогда не подняться. Самарский губернатор Владимир Артяков написал письмо Владимиру Путину с просьбой поддержать и профинансировать испытания. По бюрократической цепочке документ попал к вице-премьеру Сергею Иванову. Он расписал его для исполнения по ответственным ведомствам от Минпромторга до Минфина. Там есть ключевая фраза: «Прошу принять меры для скорейшего возобновления испытаний двигателя».
Победа? Как бы не так. Если СНТК законсервируют, кто будет с двигателем работать, обрабатывать полученную в летных экспериментах информацию, менять или ремонтировать агрегаты? Владимир Пташинский, заместитель генерального директора СНТК по летным испытаниям двигателя НК-93, печалится:
- Я как в песне - «Поднял флаг и кингстоны открыл!» Устал я воевать... Вот пенсию получу и отдам долги людям, что ночью двигатель к крайнему декабрьскому полету готовили. Честь дороже!
Он как пенсионер имеет такую возможность. Зарплату в СНТК не платили с октября.
О судьбе НК-93 беспокоятся и в Казани - Татарстан мечтает заполучить себе его производство, к этому все готово. Президент Минтимер Шаймиев также вышел на председателя правительства Владимира Путина с просьбой поддержать завершение летных испытаний и дальнейшую работу.
Обращаемся и мы, редакция газеты «АН»:
Владимир Владимирович, мы устали писать о перспективном двигателе НК-93. Употребите власть, пожалуйста, чтобы в очередной раз не пришлось начинать все сначала. За державу обидно! Ну сколько можно мурыжить единственный перспективный авиадвигатель чисто российской разработки! Миллиарды в него давно вложены, еще в прошлом веке. Осталась самая малость - завершить летные испытания. В первых полетах он подтвердил заявленные характеристики: экономия топлива по сравнению лучшими зарубежными двигателями сопоставимой мощности достигает 17%!
Во вторник президент Медведев в Совете Федерации заявил, что в сегодняшних условиях от чиновников и руководителей «требуется высокая исполнительская дисциплина». А также напомнил, что на вызовы надо реагировать оперативно: «Иногда время дороже, чем любые другие факторы!» К ситуации на СНТК им. Н.Д. Кузнецова и с двигателями для дальней авиации, с испытательной программой НК-93 эти слова очень даже подходят.
Справка «АН»
Стратегическая авиация является наиболее мобильной составной частью ядерной триады государства. Стратегические ракетоносцы способны эффективно действовать против крупных группировок ВМС, в том числе авианосных. Основной недостаток атомного подводного флота, стратегических ракет наземного и шахтного базирования - значительное время доставки боевых блоков к цели. Они годятся для удара возмездия, уничтожения промышленного потенциала или целых городов вероятного противника. Но прицельно поразить ракетами с ядерными боеголовками быстро маневрирующего противника, такого, например, как эскадра кораблей далеко в океане, способна исключительно стратегическая авиация.