Аргументы Недели → Общество № 7(145) от 19.02.2009

Энергия картины: черная или белая?

, 16:29

Михаил Алексеевич, как же так получилось: вы - один из самых востребованных современных художников, а звания «народного» у вас нет?

- У меня вообще нет ни одного звания. Зато моя картина висит в Кремле, мои произведения есть у принца Монако Альберта, у президентов Грузии, Казахстана, других стран. Я занимаюсь востребованным салонным искусством, которое украшает интерьеры. Мне, кстати, неоднократно предлагали купить звание «народного».

- Дорого?

- С каждым разом предлагают все дешевле. Теперь уже почти бесплатно. Но для меня звание «народный художник» - как оскорбление. Понимаете, можно быть генералом и не нюхать пороха. То же самое: можно быть народным художником и не уметь рисовать. Я бы не хотел быть тем «хорошим» художником, про которого это становится понятно только после того, как он «корочку» покажет. На сегодняшний день мои картины самые копируемые и самые подделываемые. Я не преувеличиваю - это действительно факт.

- Вы пытались защищать свои авторские права?

- Разве можно бороться с тем, что идет дождь? Слава богу, что мое искусство приносит пользу: другие художники покупают буклеты М. Сатарова, копируют изображения и кормят свои семьи. Единственное, я бы не хотел, чтобы этим занимались промышленные корпорации. Сейчас по этому поводу предстоят разбирательства в Белоруссии и Израиле.

Квадраты Малевича

- Чем вы объясняете народную любовь к вашим картинам?

- Я занимаюсь классическим реалистическим искусством.Не разрушаю формы, созданные Творцом, а воспеваю красоту Божьего мира. Этот мир открыт каждому, поэтому и мое искусство понятно каждому. Реализм в искусстве никогда не исчезнет. Так вечны произведения Моцарта, Бетховена, Шостаковича. Что после них? Тяжелый металл? Представляете, Моцарт бы сломал гитару и помочился со сцены... и это бы осталось в веках? Этих абстракционизмов, кубизмов, импрессионизмов много. А классика одна.

- Как вы ловко свалили все актуальное искусство в одну кучу - и вынесли на помойку!

- Мерзость человеческая реализуется в этих произведениях. Все началось с импрессионистов (хотя они еще более или менее). Дальше - экспрессионисты, абстракционисты, потом пошли инсталляции... Голый Олег Кулик посадил себя на цепь и стал кусать прохожих за ноги. И это - искусство? Сальвадор Дали, гениальный мастерреалист, говорил: «Если мои современники думают, что они превзошли Рафаэля и Вермеера, пусть пребывают и дальше в своем блаженном идиотизме». Взять хотя бы квадрат Малевича. Это чистая профанация! Кстати, Малевич несколько квадратов написал, о чем мало кто знает. В конце жизни он рисовал беспомощные реалистические пейзажи, очень слабые по технике. Не дал Господь ему талант. Великий русский художник Александр Бенуа сказал: «Черный квадрат» Малевича - сделка с дьяволом».

- Искусство развивалось поступательно. Импрессионизм вырос из реализма, отвергая его, экспрессионизм, в свою очередь, - из импрессионизма... Вам не кажется, что вы остановились в одной точке прошлого?

- Я считаю, что искусство должно развиваться в рамках реализма. Нет предела для совершенства самого художника и его произведений, которые воспевают Создателя. Я вижу красоту, разлитую в мире. Поэтому выписываю каждую иголочку на сосне и каждую травинку на лужайке. «Вся моя жизнь - как свеча перед иконой», - говорил Андрей Рублев. Мне бы хотелось так же прожить свою жизнь.

- По вашему мнению, современное нереалистическое искусство неприемлемо уже потому, что прославляет зло?

- Именно. Пикассо не скрывал, что пришел унизить и разрушить. Он открыто говорил: «Я плюю на зрителя». Пикассо намазывал краску на тарелки. Журналисты говорили ему: «Но ведь так может сделать каждый - даже ребенок!» Пикассо отвечал им: «Да. Но только я могу подписать внизу свою фамилию». А Гоген? Он законченный алкоголик, который без бутылки абсента ничего не мог делать. Он развращал девочекмалолеток (за что сейчас попал бы под статью), бросил жену с четырьмя детьми. Не зря жена Гогена выбрасывала его картины на помойку. Потому что они бездарны. Ван Гог - вообще сумасшедший. Ухо себе отрезал. Я видел картины людей, которые страдают тем же психическим заболеванием, что и он. Они рисуют совершенно в «вангоговской» манере!

- Какая разница, здоров художник или болен, человечен он или безнравствен, если его картины интересны, если они производят на зрителя неизгладимое впечатление?

- Думаю, на самом деле эти картины никому не нравятся. Просто большинство людей стесняются сказать, что «король голый». Еще очень много тех, кто поддается внушению. Я могу сказать, не стесняясь: у меня от Пикассо голова болит. Искусство обладает прямым действием. Поэтому, кстати, картины довольно часто возвращают в галереи. Люди замечают, что некоторые полотна приносят боль, несчастья, плохое настроение. Все зависит от того, какая энергия заложена в картину.

Ухмылка Джоконды

- Вы однажды сказали, что улыбка Джоконды кажется вам ухмылкой. Почему?

- Я имел в виду, что Джоконда недостойна внимания, которое ей уделяют. У Леонардо есть существенно более сильные произведения. Джоконда стала широко известна за счет банальной рекламы. Так и все современное нереалистическое искусство - результат раскрутки. Это дело рук галеристов и музейщиков. Они стремятся подешевле купить и подороже продать.

- За копейки можно взять только низкопробное искусство.

- Естественно! Долго ли рисовать три полоски в два ряда? В день можно намалевать добрую сотню абстрактных картин. А художникуреалисту требуются огромные душевные и временные затраты, чтобы создать отражение творений Божьих. Поэтому реалистическое искусство по определению не может стоить дешево. Галеристы не любят с ним работать. Они предпочитают взять чтонибудь абстрактное и навешать на уши покупателю лапши: «Это гениально! Об этом художнике говорит весь мир! Он так оригинально видит! Он - основоположник нового течения!» Так можно заплатить малоизвестному художнику 10 тысяч долларов за картину, продать ее за 250 тысяч, а 240 положить себе в карман.

- Остается надеяться, что, по крайней мере, музеи закупают картины иначе.

- По моей информации, точно так же. Я видел несколько картин, купленных для Третьяковки и Русского музея. Это тихий ужас, кошмар, бред сумасшедшего! Чиновники не о памяти для будущих поколений заботятся, а о собственном кармане. Они продвигают современное искусство за откаты.

Рождение идеала

- Как вы относитесь к распространенному мнению, что художник должен быть отверженным и желательно нищим, только тогда он сможет служить Искусству?

- Это заблуждение. Статистика доказывает, что все художники, посвятившие себя классическому искусству, были богаты, обеспечены и признаны. Отдельные исключения только доказывают правило. Взять хотя бы еврейского мальчика Левитана, чей талант возрос в период гонений на евреев. Сначала ему кушать было нечего. А умер он в сытости и известности, жил и в Петербурге, и в Москве. Вы гденибудь видели трудолюбивого плотника, которому было бы нечего есть? Так же и художник. Да, Ван Гог и Гоген нуждались. Но они не классики. Если художник - добросовестный мастер, он всегда будет иметь заказ. И деньги на хлеб с маслом и колбасой.

- Кстати, о заказах. Не секрет, что большинство портретов пишется именно на заказ...

- И я не вижу в этом ничего зазорного. Одна из известнейших моих картин «Рождение Венеры» была написана на заказ. Значительно позже я узнал, что на фотографиях, по которым я работал, была модель Летиция Каста. Этой картиной я воспел идеал женской красоты. Конечно, я ее сильно приукрасил. Особенно в той части, что ниже подбородка (смеется). Если бы я рисовал ее сейчас, получилось бы еще лучше. Потому что я стал старше и опытнее.

- Чей портрет вам бы хотелось нарисовать?

- (Долго думает.) Может быть, Дашу Жукову? Она же сняла целый ангар и показывает там современное искусство. А я бы ей показал всю силу реалистического искусства! Лучше Сатарова ее все равно никто не напишет! Если серьезно, достойных людей много. Я бы очень хотел написать портрет Серафима Саровского. С огромным удовольствием написал бы портрет Божьего старца, у которого получал благословение...

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram