Зашифрованная дегустация
Кто-то может позавидовать дегустаторам: в один из дней конкурса им пришлось перепробовать 80 сортов водки - хороша у людей работа! Однако на самом деле эксперты образцы не пьют, ведь ясность мысли и восприятия надо сохранить до конца дегустации. Настоящие эксперты пробуют водку кончиком языка и определяют, каков вкус: кислый или сладкий. Потом, подержав жидкость в полости рта, выявляют послевкусие: терпкое оно, вязкое, горькое.
Каждый дегустатор должен оценить образцы по стобалльной шкале. Напитки, получившие самые высокие баллы, выходят в финал. Для должной объективности каждый из образцов шифруется, никто из экспертов не знает, водку какой марки пробует. Ставит на карточке оценку напротив номера образца и в своей записной книжке уточняет ощущения.
Организаторы требуют, чтобы участники предоставляли в качестве образцов именно серийную продукцию, а не суперэксклюзивную, сделанную специально для дегустации. «Комиссия сразу это заметит, и ничего хорошего не выйдет, - говорит организатор конкурса Александр Зайцев. - Дегустационный конкурс «Продэкспо» - самый престижный и жестко оцениваемый в России, да и в Восточной Европе. Мы единственные, кто выдерживает общемировую норму: не больше 40% представленных напитков получают медали выставки. Выйти в финал конкурса, учитывая количество участников, тем более непросто. Я уверен, что сорта, которые участвуют в финале, лучшие водки во всей России».
В этом году в 11-м Дегустационном конкурсе по алкогольной продукции на международной ярмарке «Продэкспо» участвовало 230 марок крепкой алкогольной продукции. В списке призеров: «Хортица Золотая» - «Гран-при», «Хортица Премиум», «Астраханская жемчужина», «Архангельская», «Беловежская», «Медвежья лапа» - «Звезда Продэкспо».
Полный список наград был оглашен вчера на торжественной церемонии на «Продэкспо». О конкурсе мы поговорили с авторитетным технологом, одним из членов жюри Верой Федоровной Моршной.
А судьи кто?
В комиссии - не только специалисты из НИИ пищевой биотехнологии, но и представители ведущих отраслевых предприятий, технологи, имеющие не менее чем десятилетний опыт работы.
«Мы уже пятый раз участвуем в этой выставке, здесь все очень серьезно и объективно, жюри бескомпромиссное, - рассказывает Вера Федоровна Моршна, главный технолог ЛВЗ «Хортица». - Поэтому для нас особенно приятно и важно, что мы стали обладателями и золотых медалей, и серебряных, и «Звезды Продэкспо», и высшей награды - «Гран-при». Причем «Гран-при» мы получаем второй год подряд». Ни у кого из участников конкурса нет сомнений в объективности оценок. Лучших выбирают не по физико-химическим показателям, а, как и потребители, по органолептическим, проще говоря, - на вкус, - объясняет Вера Федоровна. - Но людей еще надо научить культуре пития, чтобы они знали, какой должна быть правильная водка: мягкая, со сбалансированным вкусом и ароматом. Она должна легко питься, не иметь резких послевкусий и при этом не быть «пустой». Аромат у водки - именно водочный, а не спиртовой. Правда, в комиссии мнения разделились. Одни эксперты предпочитали водку мягкую, чистую, ласковую. Другие - пекучую, обжигающую. Победили мягкие сорта, именно такие, которыми славится наша продукция».
В чем секрет «ласковой» водки с острова Хортица, собравшей столько наград? «Основная технология производства водки везде примерно одинаковая, - утверждает Вера Моршна. - Дело в нюансах. Вода у нас чистая, можно сказать, живая - из артезианской скважины глубиной 180 метров, компоненты для приготовления - только натуральные, технологии - самые современные: с применением и кварцевого песка, кокосовой стружки и платиновых фильтров, конечно. Также это чистота и порядок на производстве, соблюдение технологической дисциплины. Завод создавался с таким настроем, что напитки наши должны быть самыми лучшими. Предприятие сразу начало работать под девизом «абсолютное качество». И каждый у нас делает все, чтобы его выдерживать».
На «Продэскпо», продолжил разговор Александр Зайцев, как-то провели эксперимент: выставили водку для народной дегустации. Так вот мнение обычных потребителей полностью совпало с мнением комиссии. Баллы они, конечно, не выставляли, оценивали «нравится - не нравится». И как выяснилось, в отношении водки наш народ не проведешь, он хорошо знает, какой она должна быть.
Хорошая - не значит дорогая
«Звезду Продэкспо» в этом году получил самый известный сорт «Хортицы» - «Премиум». Когда он создавался, идея была сформулирована так: легкость и чистота во вкусе, аромате, и легкость послевкусия. Человек после употребления не должен испытывать побочных эффектов, а утром иметь ясную голову».
Высокое качество водки у многих ассоциируется с немалой ценой. Слово «Премиум» на этикетке нередко служит оправданием внушительной цифры на ценнике. «Хортица» пошла другим путем. Она предпочитает держаться в среднем сегменте, около 180 рублей за пол-литровую бутылку в супермаркете. В нынешние времена особенно большое значение имеет справедливое соотношение цены и качества - а именно это прежде всего и отличает «Хортицу» от многих других водочных брендов. На предприятии не экономят на компонентах, на очистке, на защите от подделок (каждая бутылка пронумерована специальным кодом, который наносится лазером, а колпачок бутылки защищен голограммой, разрушающейся при вскрытии) - и при том не пытаются искусственно завысить цену. Результатом становится заслуженная популярность и победы не только в дегустационных конкурсах, но и среди потребителей.
На закуску... яблоко
К недостаткам культуры пития относят специалисты и нашу традицию закусывать водку соленым огурцом да ржаным хлебом. Говорят, сформировалась эта привычка тогда, когда национальным напитком было хлебное вино, то бишь самогон. Он гораздо резче, в нем и сивушные масла, и альдегиды... Чтобы нейтрализовать специфический вкус самогона, и закуска выбиралась соответствующая: соленые огурцы, грибочки, сало. А нынешняя водка (особенно мягких, по терминологии Веры Моршны, «ласковых» сортов) такова, что ее вообще можно не закусывать. Ее хочется смаковать, ощущать вкус. Ну а если без закуски непривычно, то лучшая - та, которая не перебивает аромат - вареная колбаса, нейтральные сыры, белый хлеб. Или, например, яблоко.
Справка «АН»
Крупнейший в России и Восточной Европе международный форум «Продэкспо» является самым авторитетным ежегодным событием в сфере продовольствия и в течение 15 лет определяет вектор развития отечественной пищевой индустрии.
За годы своего существования ровесник российского продовольственного рынка мегапроект «Продэкспо» сыграл важную роль в процессе формирования и развития продовольственного сектора российской экономики.
Продвигая на отечественный рынок качественные продукты питания, «Продэкспо» способствует реализации приоритетных национальных проектов, направленных на повышение качества жизни российских потребителей.