Аргументы Недели → Общество № 5(143) от 05.02.2009

Провал в деталях

, 15:59

Правительство подписало договоры с 16 мировыми автопроизводителями. Они обязались построить у нас 25 заводов. Предполагалось, что уже в 2010 г. с их конвейеров сойдет более 1 млн. машин. А главное, через пять лет после запуска предприятия иностранцы должны довести долю произведенных в России комплектующих до 30%. В обмен на это условие им разрешают ввозить детали по льготным ставкам 0-3%.
Что мы имеем на сегодняшний день? Пока начали работать только восемь предприятий. Остальные должны были открыться через два-три года, но кризис серьезно откорректировал эти планы. В декабре производство автомобилей в России упало на 16%. «А в 2009 году, по разным прогнозам, оно снизится еще на 30-50%», - предсказывает замдиректора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Поэтому мировые автоконцерны один за другим замораживают проекты. «Хендэ» и «Сузуки» отложили строительство заводов в Петербурге. «Тойота» остановила строительство второго сборочного конвейера. «Фольксваген» не стал расширять производство в Калуге.
А как же детали? Вообще говоря, наши чиновники ожидали, что одновременно с 16 автоконцернами к нам придут 300-400 зарубежных производителей комплектующих. Вроде бы для них открывались блестящие перспективы. Но реально за три года таких соглашений набралось не более 40. Негусто, но главная проблема - ни один завод не выпускает технически сложную продукцию. Всю серьезную начинку - от двигателей до тормозных блоков - сборщики по-прежнему ввозят из-за рубежа.
Многочисленным отечественным производителям автокомпонентов они заказывают в основном стекла и отделку салона. Максимум - элементы кузова. Например, некоторые детали кузовов для «Рено Логан» российской сборки выпускает завод ЗИЛ.
Западные производители компонентов нас тоже не балуют. Пока что заработали лишь производства, которые делают универсальные детали. Американская компания «Делфи» изготавливает автоэлектрику в Самаре. Еще один американский концерн - Лир - с 2001 г. выпускает сиденья в Нижнем Новгороде. Немецкая компания «Роберт Бош» делает в России свечи и аккумуляторы.
Раньше еще была надежда на азиатов. 10 корейских и японских компаний хотели построить у нас заводы деталей для «Хюндай» и «Сузуки». Кроме того, третий по величине мировой производитель автокомпонентов - канадская «Магна» - намеревался открыть предприятие по производству кузовов в Шушарах.
Но сейчас корейцы и японцы заморозили проекты. Планы «Магны» тоже под вопросом. Руководство концерна то заявляет, что завод в Шушарах будет построен в срок. То замораживает проект на неопределенное время.
Уже понятно, что из-за кризиса локализация иномарок откладывается на несколько лет. Спрашивается: каким же образом автоконцерны собираются выполнять соглашения о промсборке?
Похоже, никаким. «В нынешней ситуации власти не пойдут на строгости, если кто-то из производителей не сможет выполнить условие о 30% российских комплектующих», - уверен ведущий аналитик УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
Между тем на кону - наш собственный автопром. «Тот же АвтоВАЗ через пять лет будет выпускать в основном перелицованные «Рено», - убежден аналитик УК «Открытие» Кирилл Таченников. Так что налаживать производство компонентов надо уже сейчас. Иначе через несколько лет даже «Лады» превратятся в одну сплошную «отвертку».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram