Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 4(142) от 29.01.2009

Она родилась сорокалетней

, 16:37

Вы ведете программу на радио «Культура». Подозреваю, что этими программами ваша деятельность не ограничивается...

- Вы правы, сейчас я занята еще и другими вещами. Провожу мастеркласс по психической энергии. Этим мало кто занимается... Речь идет об энергии театрального актера или хорошего гипнотизера. В Москве есть такой фестиваль «Территория». Его создали Кирилл Серебренников, Женя Миронов и Чулпан Хаматова. Ребята приглашают актеров авангардных театров. В рамках фестиваля дается мастеркласс по пластике, голосу и психической энергии.

Из досье «АН»

Демидова Алла Сергеевна - актриса, народная артистка РСФСР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977), лауреат премии Президента России (2001). Лауреат премии имени К.С. Станиславского (1993), а также ряда других премий в области кино- и театрального искусства.
После школы, не будучи принятой в Театральное училище имени Б.В. Щукина из-за плохой дикции, Демидова поступает на экономический факультет МГУ, по окончании которого (1959) становится соискателем ученой степени и преподает политэкономию на философском факультете. Параллельно, еще на 3-м курсе, приходит в студенческий театр МГУ, где играет свою первую заметную роль - Лиду Петрусову в «Такой любви» (режиссер Ролан Быков, 1958).
Новая попытка поступления в Щукинское училище стала успешной. Дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» (Демидова - госпожа Янг), поставленный на курсе Юрием Любимовым (1963), взрывает устоявшиеся псевдомхатовские представления о театральном искусстве и начинает новую эру в истории советского театра - эру Таганки, сочетающей почти уничтоженные к тому времени традиции Мейерхольда с традициями политического театра Брехта, дающего актеру возможность отчуждения от образа и прямого контакта со зрительным залом. Театр на Таганке открывается в апреле 1964 года. Среди тех, кого Любимов считает костяком нового театра, - Алла Демидова.

- А поподробнее про эту энергию можно?

- В начале века англичане сняли на пленку знаменитого индийского факира, который на глазах у тысячной толпы по веревке забирался в небо. Когда они проявили эту пленку и посмотрели на экран, то увидели, что факир сидит в своей йоговской позе спокойно, рядом с ним моток веревки, а вся тысячная толпа смотрит в небо. Камера не фиксирует, но психическая энергия гипнотизера, актера, факира существует в реальности. Когда кинематограф только начинался, когда в кино играли только театральные актеры, можно было заметить излишнюю экзальтацию. Это театральные артисты транслировали зрителям энергию, не понимая, что камера бессильна ее передать. Некоторые артисты сегодня, когда переходят в другую профессию киноактеров, становятся неестественными, мягко говоря, тоже по этой же причине. Вот вкратце что такое психическая энергия.

- То есть вы учите завораживать...

- Талант многие имеют, однако мало кто может заворожить моноспектаклем на два часа незнакомый зал. Обучать этому можно. У меня были мастерклассы и в Канаде, и в Америке, и в Италии, и в Испании, и в Греции, и в Японии по психической энергии.

- Как по-вашему, актер - это всегда «образ, отдельный от человека» или «я в предлагаемых обстоятельствах»? Алла Демидова человек и актриса как-то разделяются в вашем восприятии?

- Я никогда не играла себя. Это нынешние актеры играют «я в предлагаемых обстоятельствах», в основном в сериалах. Им некогда, да и ничего другого от них не требуется. Я играла только образы. Кстати, играть образы могут не только актеры. Очень часто так называемые простые женщины очень талантливо изображают своих соседок. Дама сидит перед тобой, толстая такая, а показывает какую-то фитюльку. И ты видишь этот фантом. Создать фантом - свойство хорошего актера.

- Видела вас этим летом на фестивале «Киношок». Вы и в обсуждении картин принимали участие. Не раздражали резкие порой высказывания, как вы сами относитесь к критике?

- Во-первых, человек обычно сам про себя все знает - и хорошее и плохое. Во- вторых, в нашей среде, и в театральной и киношной, очень легко говорить комплименты. Но ни в коем случае не надо их слушать. Если какое-то умное замечание, которое изнутри, то я только в ножки поклонюсь. После первого прогона «Гамлета» на Таганке, где был Высоцкий, я играла Гертруду. Посмотрел прогон Вадим Галевский. Описывая мою Гертруду, он очень точно сказал о сломанных руках-крыльях - назвал ее раненой птицей. Я и не воспринимала так свою Гертруду, он подсказал мне изумительную мысль.

- По ТВ недавно показали документальный фильм «Конец прекрасной эпохи» о Бродском и Довлатове. Вы ведь лично знали обоих классиков, видели эту картину?

- Мне интересно все, что касается Бродского, чуть-чуть меньше интересен Довлатов. Самые что ни на есть выдуманные про них легенды интересны. Кстати, в этом фильме я впервые увидела внучек Бродского. Конечно, подозревала об их существовании, но не видела раньше. Кстати, сама могу рассказать историю о Бродском...

Когда-то поэт пригласил меня и Наймана в Бостон на 100-летие Анны Ахматовой. Бродский, Найман и я читали Ахматову по-русски, а американцы - по-английски. Я потом осталась на некоторое время в Бостоне... В это время к Иосифу приехал сын. Бродский смутился, встретив его, дал ему ключи, денег и уехал из города на некоторое время. Это тоже о многом говорит.

- Он хотел быть один?

- Я думаю, любой талант одинок. Это закон.

- Фильм «Конец прекрасной эпохи» - об атмосфере Петербурга шестидесятых. Тот петербургский период - это в самом деле так важно для русской культуры?

- Это будет значимо всегда. На помойке роза не цветет, ей нужна почва. Атмосфера была та самая почва. Золотой век поэзии - это ведь не только Пушкин. Помимо него были Баратынский, Вяземский, Одоевский, Рылеев. Они создавали почву для Пушкина. И Серебряный век тоже был почвой. Как только время кончилось, кончились поэты. Точно так же в кино. Тарковский работал только с одной группой, и не потому, что они его так уж слушали. Для него это была почва общения.

- А что для вас было такой почвой?

- В университете в студенческом театре сложилась атмосфера творческой дружбы профессоров и студентов. Только там Ролан Быков мог поставить знаменитый спектакль «Такая любовь». И стать Роланом Быковым. До этого спектакля его мало кто знал. Или Таганка... Сейчас говорят, что это все Любимов. Но Любимов один ничего не смог бы сделать. В художественном совете и вокруг Таганки были и Вознесенский, и Евтушенко с Ахмадулиной, Булат Окуджава. Писатели - Абрамов, Можаев, Трифонов. Почва создавала театр. А на этой почве могли появиться и Таганка, и Высоцкий, и Филатов, и все остальные.

- Золотой, Серебряный век, шестидесятые - все это безвозвратно ушедшие эпохи или будет новый век возрождения культуры?

- Искусство развивается циклами, в основном 20-летними, 30-летними. Сейчас, может быть, быстрее, потому что все как-то сжато во времени. Происходит нащупывание темы, появляются новые средства выражения. Недаром сейчас говорят о новой драме, о новых поэтах. Есть хорошие поэты. Борис Рыжий, например, Олег Чухонцев. В кино, в литературе идет накопление, накопление, накопление. И потом сгущение. И на этой почве вдруг вырывается один, сконцентрировав в своем таланте все найденное. Он появляется над толпой. Выражает свое поколение, свое время. А потом идет спад. Но сейчас мы даже не на спаде. Спад был уже. Думаю, что это накопление. Вы, может, и пик еще застанете. Я, к сожалению, наверное, уже нет.

- Вы всю жизнь вели дневники. Из дневников часто получаются очень искренние книги...

- Летом я читала «Мартиролог» Андрея Тарковского. Это тоже своеобразный дневник. Он писался не для публикации, для себя. Есть там о людях, еще живущих... и очень жесткое. Мне казалось, я знала Тарковского много лет, но он открылся для меня с такой трагической стороны! Мы говорили об одиночестве, о трагическом существовании художника. Достаточно почитать Тарковского, чтобы очень многое понять о гении.

Свои дневники я пытаюсь публиковать в книгах. Этим летом написала «Письма Тому». Том Батлер - профессор Гарварда в Бостоне. Я, будучи на гастролях, иногда писала ему письма. Хотелось с кем-нибудь поделиться мыслями и впечатлениями. Однажды я нашла не отправленное ему письмо 90х годов. Это была запись с гастролей Таганки. Тогда я подумала о книге. Позвонила Тому и попросила прислать мои письма. Составила из посланий сборник и снабдила их комментариями из записей моего дневника. Попробую опубликовать. Ищу редакцию. Только вот название, наверное, придется поменять. «Письма Тому» или «Письма тому» - это как-то не совсем понятно.

- Вы производите впечатление человека самодостаточного и независимого. Наверняка вы и в детстве были такой. Гены, воспитание?

- Я думаю, что люди рождаются с определенным возрастом души. И душа не стареет. Я родилась 40-летней. Когда я была в студенческом театре и когда мне было 15-20 лет, я всегда ощущала себя старше, мне было 40... И сейчас мне где-то около 40. Душа не стареет. А если она стареет, то это уже конец.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram