Усадьба южных удмуртов изрядно украшена резными знаками солнца и радости - шунды югоз - «шунды» означает «солнце». В такой усадьбе дружно жила большая семья из нескольких поколений. В каждом дворе обязательно было свое святилище. Оно же - летняя кухня. Приготовление пищи и поклонение божествам в одном месте не случайны, удмурты убеждены, что пища должна быть благословенна. Внутри двора, обычно напротив основного дома, располагались в ряд несколько построек называемых «кеноз», - что в дословном переводе означает «дверь снохи». То есть каждая сноха имела право на собственную комнату. Удивительно, но в этих помещениях нет окон. А все потому, что пользовались ими только летом. В жару было приятно спать здесь в прохладе, да еще и под пологом, спасающим от комаров и мух.
В удмуртский дом заходят без обуви и низко поклонившись - для чего дверной проем предусмотрительно делали невысоким. Войдя в дом, надо было непременно за печь подержаться - согреться и очиститься, - оставляя за матицей, на пороге, все черное и плохое.
Правая часть дома - кышнопал - женская половина. Здесь царствует хозяйка: стряпает, хлопочет, рукодельничает. В другой части на лавках мужчины занимаются мелким бытовым ремонтом и размышляют о смысле бытия. К слову, лавки были достаточно широки, для того чтобы при случае послужить и в качестве кроватей. Были еще и совсем большие нары - бадзым дзус, их использовали днем - для готовки. Вечером же, когда вся утварь убиралась, на них можно было спать, как на палатях. А вот стул был в доме только один - для хозяина. Он так стоял у стола, чтобы, сев на него, глава семьи смотрел в красный угол. Кроме хозяина присесть на этот стул мог только почетный гость.
У удмуртов печь глинобитная. А главное блюдо национальной кухни - перепечи: открытые шанежки, ватрушки из ржаного теста называются так, потому что пекутся словно «перед печью», перед огнем. Начинок у перепечей бывает аж 12 видов! Самые распространенные - капуста, травы, грибы или мясо. Пекли их почти каждый день.
А теперь о красоте поудмуртски. Удмуртский костюм - большая философия. Начиная от налобной повязки и до чулокносок. Стремление европейских дам подобрать в тон если не весь костюм, то хотя бы аксессуары бабушкиудмуртки не понимают: ведь женщина должна быть похожа на цветущий луг! Гармония поудмутски - в многоцветии!
Особенная часть туалета - носочки: роскошнопестрые, радостные. У удмуртской женщины, какой бы повседневной ни была одежда, носочки обязательно должны быть нарядными.
Есть и особая праздничная прическа - чузырет. На севере Удмуртии до сих пор именно так заплетают волосы невестам. На лоб повязывается тонкая красная тесьма. От макушки плетут косички и соединяют с налобной тесемкой в солнце. Приличную дань нужно заплатить на свадьбе желающим приоткрыть несколько платковпокрывал и посмотреть на этакую красотищу.
Главным же женским украшением считается чыртывесь - нагрудное украшение из серебряных монет. Монисты эти передаются по материнской линии, как семейная реликвия. Каждое поколение добавляет в композицию свои монеты. Потому украшениям служат денежки разного периода и разных веков: екатерининский рубль 1841 года или чистого серебра золотник - не редкость. Ну а к серебру встарь добавлялись жемчуг, кораллы, раковины каури. Конечно, каждый день в наследных украшениях не ходили - принаряжались на праздники. Звон серебра при ходьбе и в танцах отпугивал всю нечисть и очищал женщину. Понятное дело, чем богаче была семья, тем больше было и украшений. Порой на праздник «счастливица» надевала на себя до 7 кг звонкого серебра. И в пляс. Или на косьбу - праздникито бывают разными. Когда в 30е годы во времена сталинских репрессий ссылали в Сибирь, наследные украшения прятали: бросали в колодцы, закапывали под столбы, под фундамент.
И еще... говорят, что нет больше такого народа, который пел бы и в радости, и в горе. Вероятно, удмурты - самый поющий народ в мире. Тихие, мелодичные их песни согреют сердце и развеют любую печаль.