Аргументы Недели → Общество № 2(140) от 15.01.2009

Газовые поддавки

, 17:00

Эксперты дают десятки объяснений. Но все они подозрительно поверхностны и выглядят не слишком убедительно. «АН» решили предложить читателям иную версию событий. На первый взгляд - парадоксальную. На деле же она очень похожа на правду.

Итак, газовый гигант намеренно спровоцировал резкое обострение конфликта. Это потому, что в «Газпроме» очень хотели, чтобы дело непременно дошло до полного прекращения поставок в Европу. Причем чем дольше будет закручен вентиль, тем лучше. Данный трюк потребовался, чтобы... отпугнуть европейских покупателей от российского газа.

На первый взгляд - версия более чем странная. Продажи в Европу - основной источник валюты для «Газпрома». Последние два года монополия намывала в этом голубом потоке по 45-65 млрд. долл. в год. Кто же будет пилить под собой золотой сук? Однако тут есть несколько тонкостей.

Вопервых, похоже, «Газпром» ухитрился поторговать в Европе не газом, а воздухом. В погоне за новыми рынками он наобещал тамошним потребителям больше товара, чем у него есть в действительности. Судите сами. Сейчас газпромовский газ заполняет четверть европейского рынка. Но монополия состроила хорошую мину при плохой игре. Она прописала повышенные обязательства в долгосрочных контрактах. Через 10 лет ее доля на европейском рынке должна вырасти до трети, а затем - и до 40%.

Но добыча топливного гиганта год от года падает. Например, в 2007 г. компания полностью сорвала собственные планы и откатилась на уровень 2003 года. В 2008 г. ситуация нисколько не улучшилась. Тем временем внутреннее потребление газа в России резко возросло. Одновременно вошедшие во вкус европейцы требуют все больше и больше топлива.

Вовторых, взять дополнительный газ негде. «Газпром» попал в долговую ловушку. Он рассчитывал резко нарастить добычу за счет освоения новых месторождений. Но это влетит в копеечку. По разным оценкам, нужны инвестиции от 300 млрд. долл. до чуть ли не 1 трлн. долларов. Даже на пике процветания монополии это составляло от 4 до 10 ее полных годовых доходов. Так что отбить вложения удастся очень и очень не скоро.

А теперь обороты резко снизятся. Тому есть несколько причин. Например, изза подорожания газа на 16% российские энергетики собираются изменить топливный баланс в пользу угля и мазута. По подсчетам экспертов, это обойдется «Газпрому» в 22 млрд. руб. упущенного дохода.

К тому же стараниями вице-премьера Игоря Сечина «Газпром» запросто может лишиться очень выгодной синекуры. Сейчас монополия за копейки выкупает весь газ, добытый в России независимыми производителями. Это ни много ни мало - почти 100 млрд. куб., или шестая часть собственного объема добычи «Газпрома».

А все потому, что у «независимых» нет доступа к газотранспортной системе в обход монополии. Приходится продавать товар за ту цену, которую она диктует. Однако г-н Сечин, помимо прочего курирующий государственную компанию «Роснефть», отчаянно борется за свободный доступ к газовой трубе для всех поставщиков. Учитывая его лоббистский ресурс, дело может и выгореть.

Немалые опасения в «Газпроме» вызывают также возможные антикризисные действия правительства. В компании прекрасно помнят, что в 1998 г. цены на газ для внутреннего рынка заморозили на девять месяцев. И вдобавок волевым решением списали предприятиям 40% долгов перед газовым гигантом.

И конечно, в «Газпроме» отчаянно кричат о резком падении экспортной выручки. В конце прошлого года компания даже выступила с таким официальным заявлением. Мол, в 2009 г. стоимость российского газа для европейских потребителей снизится на 30-40%. Из-за этого концерн потеряет более 20 млрд. долларов.

Правда, тут далеко не все однозначно. Дело в том, что основные европейские потребители нашего газа получают его по долгосрочным контрактам. В них прописаны достаточно жесткие цены. В отдельных случаях, как, например, при продажах газа в Британию, цена полностью отвязана от котировок нефти. И вдобавок на благосостояние «Газпрома» работает правило «бери или плати». По нему европейский покупатель газа платит за фиксированный в контракте объем вне зависимости от того, использует его в действительности или нет. Значит, даже если в Европе будет резкий спад производства, на толщине кошелька газовой монополии это почти не скажется. Так что грандиозного падения европейских доходов «Газпрома» на деле, скорее всего, не будет. Но, возможно, деньги корпорации активно начнут оседать на офшорных счетах...

Как бы то ни было, хотя «Газпром» пока и бодрится, но ему точно придется сильно ужаться с инвестициями. В ближайшие годы концерну просто негде будет взять денег, чтобы построить новые скважины и дотянуть до них трубы. А в долг ему точно не дадут, учитывая, что на компании и так уже висит громадная задолженность в 62 млрд. долларов. Это сопоставимо со всей годовой выручкой монополии. Тогда как нормальный показатель долговой нагрузки для мировых топливных компаний - 10-15% выручки.

Втретьих, «Газпром» будет совсем не против, если некоторые европейские страны захотят пересмотреть условия долгосрочных договоров. Дело в том, что многие газовые контракты подписаны еще при царе горохе. Некоторые - в середине 1970-х годов! А уж срок действия - чуть ли не до середины века. Скажем, экспортный контракт с компанией «Газ де Франс» истекает в 2030 году. С германской «Э.ОН Рургаз», чешской «РВЕ Трансгаз» и итальянской «ЭНИ» контракты подписаны до 2035 года.

И в этих договорах - далеко не самые выгодные для российской стороны условия. В те времена, когда СССР только выходил на газовый рынок Европы, он готов был на многое ради того, чтобы перед ним открыли эту дверь... Часть того контрактного наследства действует и по сей день. В результате, например, Германия в прошлом году закупала российский газ по 280 долл. за 1 тыс. кубометров. Это куда меньше, чем платили Польша, Чехия или Литва, с которыми контракты были подписаны гораздо позже. При том, что рыночная цена на спотовом рынке в Европе в 2008 г. достигала 500 долл. за 1 тыс. кубов.

На самом деле «Газпрому» будет на руку, если Европа на некоторое время слегка охладеет к его товару. Совсем без нашего газа она все равно долго не протянет. Но пока не станет наращивать закупки. Это позволит «Газпрому» избежать громадных штрафов за возможный срыв поставок. А тем временем - подготовиться как следует и затем с новыми силами взяться за покорение Европы.

Топливный расклад

Каковы запасы «Газпрома», сколько он добывает и кому продает? Итак, внутри страны монополия реализует в среднем 300 млрд. куб. м газа в год. Этот показатель топчется на месте и даже стагнирует. Например, в 2003 г. на внутренний рынок поставили 309 млрд. куб. м, а в 2007 г. - 307 млрд. кубов.
Впрочем, и цены для российских потребителей установлены далеко не европейские. В 2009 г. предприятиям 1 тыс. куб. газа обойдется в 2,165 тыс. руб., а населению - в 1,6 тыс. рублей. Это, мягко говоря, не дотягивает до европейской цены в 250-500 долл. за тысячу кубов. Понятно, почему «Газпром» так стремится продать как можно больше топлива на экспорт. Тут совсем другая картина - экспорт год от года растет.  Судите сами. В 2007 г. «Газпром» продал в Европу 168,5 млрд. куб. м газа. В СНГ и страны Балтии поставили еще 100,9 млрд. куб. м газа. А в 2008 г. газовый экспорт, по расчетам аналитиков, подскочил почти на четверть. Только за первое полугодие в дальнее зарубежье перекачали почти 90 млрд. куб. м голубого топлива. Основной покупатель - Германия. Она потребляет 34,5 млрд. куб. м нашего газа. На втором месте - Турция (23,4 млрд. куб. м), на третьем - Италия, а четвертые - англичане.
Но самые интересные цифры - это зависимость европейских экономик от нашего газа. Итак, в газовом балансе Германии российское голубое топливо занимает скромные 10%. Французы подсели на наш газ на 15%, итальянцы - на 25%. Другое дело Австрия, у которой доля российского газа достигает 66%. Не говоря уже о Чехии с ее 70% и Греции, зависящей от наших поставок на 80%. Словакия и Болгария на все 100% потребляют только российский газ.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram