Барная стойка для виски
Бывший авианосец «Адмирал Горшков» не узнать. Сегодня огромный корабль пришвартован к достроечной набережной, где продолжаются работы по переоборудованию. Увеличена площадь полетной палубы и установлен трамплин для истребителей. Товарищи из Индии пристально следят за «реставрационными» работами.
Вывод авианосца из дока состоялся в день военно-морских сил Индии.
- «Севмаш» обеспечил качественный вывод корабля. У нас нет сомнений, что авианосец «Викрамадитья» станет флагманом индийского флота, - говорит руководитель группы наблюдения ВМС Индии в Северодвинске коммодор Мадусуданан.
Моряки из Индии устраиваются на авианесущем крейсере с комфортом. Они избавились от огромных картофелеварочных автоматов, которые предназначались для русских моряков. И установили свои кулинарные агрегаты. Но первым делом завезли на «Викрамадитью» всевозможные специи. А потом обратились к северодвинским корабелам с интересным вопросом: «А где же барная стойка? Наши офицеры хотят пить виски у барной стойки».
Корабелам пришлось долго чесать в затылках: в обширном «ассортименте» «Севмаша» такой продукции не значится. Значит, придется стойку делать на заказ.
В Северодвинске - около 100 семей индийских моряков. Они занимают два дома. Проживают довольно замкнуто. Хотя в городе много молодых красивых женщин, жениться индийские моряки предпочитают на своих девушках.
- Они в контракте обговаривают, что приедут вместе с женами и детьми, - рассказывает руководитель пресс-службы «Севмаша» Михаил Старожилов. - И для них большая честь - работать по контракту на «Севмаше».
Новая сталь АК-25
Бывший завод №402 сегодня занимает 300 гектаров. Чего тут только не увидишь! Недалеко от «Викрамадитьи» проглядывает строгий силуэт АПЛ «Воронеж». Лодка пришла подремонтироваться...
Но как же все начиналось тогда, много-много лет назад?
- Судостроительный завод на Севере решили строить еще в годы первой пятилетки, - рассказывает начальник сборочно-стапельного цеха №42 Валерий Беспалов. - Дата рождения предприятия - 21 декабря 1939 года. Именно тогда на стапеле еще недостроенного эллинга был заложен линейный корабль «Советская Белоруссия». А поселок строителей с ходу переименовали в город Молотовск (с 1957 г. - Северодвинск. - «АН»).
Первые подводные лодки делали на «Севмаше» еще в 1940-х годах вместе с Балтийским заводом. Это были лодки серии Л-ХШ-38. Но самое важное событие произошло 24 сентября 1955 года. В цехе №42 была заложена первая в СССР подлодка с ядерной энергетической установкой проекта 627. Программа создания первой АПЛ была возведена в ранг национальной задачи. В строительстве были заняты 135 предприятий и организаций.
Пришлось осваивать новую корпусную сталь. Она должна была хорошо вариться и быть взрывостойкой. Ученые снизили содержание никеля и повысили содержание хрома. Так была создана сталь АК-25.
Конечно, война нам здорово помешала. В Германии тогда были разработаны устройство для работы дизелей под водой - шноркель - и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера. Но немцы вперед не вырвались: лидерами стали американцы. Они построили атомарину «Наутилус». Потом Америку догнали мы. «К-3» вышла в море 4 июля 1958 года. Академик Александров - а он находился на борту - сделал запись в вахтенном журнале: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар».
17 декабря 1958 г. государственная комиссия подписала приемный акт корабля. 12 марта 1959-го лодка вошла в состав Северного флота.
Справка «АН»
Свой профессиональный праздник моряки-подводники отмечают 19 марта. Именно с этой даты в 1906 г. по Указу императора Николая II субмарины стали считаться самостоятельным классом кораблей.
В брюхе «Акулы»
Попасть на борт легендарной «К-3», к сожалению, не удалось. Ныне она находится далеко от Северодвинска. И похоже, готовится стать плавучим музеем. Но нам, журналистам, разрешили спуститься в «брюхо» атомной подлодки «Северсталь». Она как раз из семейства «Акул». Была построена на «Севмаше» в 1989 году. Генеральный конструктор Сергей Ковалев любил повторять: «Это победа инженерной мысли над разумом».
...У трапа нас встречает командир АПЛ, капитан первого ранга Михаил Воложинский. И сразу строго предупреждает, что ничего крутить-вертеть на лодке нельзя, иначе это может закончиться летальным исходом. На негнущихся ногах, гуськом взбираемся на черную спину «Акулы». От хвоста до кормы длина лодки 176 м. На ее хребтине - многочисленные «оспины». Вот откуда вылетают ракеты.
Открывается люк. Спуск по вертикальной металлической лестнице вниз. Влезаем в узкий «стакан» длиной 4 метра! Матросики лазят, как мартышки. У журналистов так ловко не получается. В подлодке из отсека в отсек пролезаем через люки. Движемся к сердцу АПЛ - ядерным реакторам. Их на судне 2 штуки. Разглядываем через маленькие окошечки.
Для некоторых журналистов в нашей группе своего рода открытие, что подводники дышат особым воздухом.
Действительно, кислород для подводников вырабатывает система электрохимической регенерации воздуха. В автономном режиме без передышки она может работать до 120 суток.
- «Акула» - лодка суперсовременная, - рассказывает командир корабля. - Первая АПЛ этого класса вошла в состав Северного флота в 1981 году. Всего было построено 6 кораблей. Они создавались в противовес американским подлодкам класса «Огайо». АПЛ способна погружаться на глубину до 400 м. При всплытии своей рубкой «Акула» может вспарывать лед толщиной до 5 м.
Находиться в замкнутом лодочном пространстве несколько месяцев кряду - дело непростое. Нам показали, как живут подводники в условиях похода. У них есть комната отдыха с зеленым уголком, фотарием (что-то вроде солярия. - «АН»), тренажерным залом, бассейном и сауной.
В плавание вместе с моряками ходят и специальные, адаптированные, канарейки. Правда, адаптировать птиц к условиям похода на АПЛ становится все сложнее: закрылся институт, который выращивал птичек специально для подлодок. Цветы в горшках тут тоже специальные. Они растут в земле, обогащенной кислородом.
После ползания по «Акуле» ноги-руки болели несколько дней. А подводники живут в таких условиях по 5-6 месяцев!
«Акула» как самая большая подводная лодка в мире занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Сегодня «Севмаш» строит несколько суперлодок четвертого поколения: это «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». У четвертой атомарины громкого имени пока нет. Но судостроители его уже знают. По слухам, грозная атомная громадина получит имя Владимира Путина. Все четыре субмарины станут основой морских стратегических ядерных сил России в ХХI веке.
Нам есть чем гордиться.
Из досье «АН»
Атомная подводная лодка «К-3» могла погружаться на глубину до 300 м. Длина корпуса - 107,4 м, ширина - 8 м. Под водой субмарина могла развивать скорость до 28 узлов. АПЛ имела 8 носовых торпедных аппаратов.
Редакция «АН» благодарит за организацию поездки директора завода «Севмаш» Николая Калистратова и председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова.
Москва - Архангельск - Северодвинск