- Виктор Николаевич, передача «Спокойной ночи, малыши!» только что отметила свое 45-летие. Дата серьезная, не детская. Что вы по этому поводу думаете, чувствуете ли себя частью славной истории?
- Знаете, есть только три передачи, которые изобрели мы, русские: это «КВН», «Что? Где? Когда?» и «Спокойной ночи, малыши!». Все остальное - «Звезды на льду», «Звезды на ринге», «Звезды на звездах», «Комеди клаб» - это покупное, франшиза такая. Свой «Комеди клаб» есть даже в Египте, египетский. Поэтому тот факт, что отечественная детская передача выходит уже 45 лет, поражает. Это истинный шедевр. И мне приятно, что я стал частью этой передачи, четвертым мужчиной-ведущим за всю историю. Я в «Спокушках» уже второй год.
- В «Спокушках»?
- Так любовно называют «Спокойной ночи, малыши!» работники программы... А вы знаете, что ее первыми ведущими были народные артисты СССР Алексей Грибов, Павел Массальский, Борис Чирков, Валентина Сперантова? Мастера русской сцены играли бабушек, дедушек, писателей или просто соседей ребятишек, которые приходили к ним в гости. Настоящие дети четырех-шести лет задавали им вопросы, рассказывали о своих проблемах... Грибов порой ворчал: «Как я должен играть?! Ведь на экране ребенок всегда лучше взрослого?!»
Кстати, первыми куклами в передаче были не Хрюша, Филя и Степашка, как некоторые думают (знаменитую троицу намного позднее придумал редактор Владимир Шинкарев), а Шустрик и Мямлик. Актеры Театра кукол Образцова разыгрывали сцены, например про то, как Шустрик с Мямликом играют в футбол. И это, представляете, в начале 1960-х, в прямом эфире! А вместо мультфильмов в первых передачах показывали рисунки, сделанные лучшими мультипликаторами того времени.
Изобретая самокат и ходули
- Вы сами в детстве смотрели «Спокойной ночи»?
- Мне в 2009 году исполнится 55 лет. Это значит, что, когда «Спокушки» только начинались, мне было лет десять. В общем-то взрослый уже человек. Хотя, конечно, я видел передачу, помню тетю Валю, дядю Володю, Акопяна. Не могу сказать, что был фанатом, но смотрел.
А сейчас пришел такой момент ностальгии. Становишься старше, а хочется быть моложе. Поэтому и передачу, которая сохранила свое лицо, любишь сильнее. В очередную эпоху перемен я помню настоящие гонения на Хрюшу. Можете себе представить, кто-то написал на телевидение, что мусульманам нельзя смотреть на поросенка в телевизоре. Редакторы передачи сбились с ног, прочитали Коран, связались с востоковедами. И выдали официальный ответ руководству телевидения: «Есть свинину мусульманам нельзя, а смотреть на свинью можно!» Хрюшу оставили! Был слух, что Степашка - любимый персонаж Брежнева и ему дадут звезду!
Я недавно отдыхал в Эстонии, там показывает норвежское телевидение. И есть замечательные детские кукольные программы. Видно, что государство тратит на это огромные деньги. Оно на взрослых столько не тратит! У нас, к сожалению, на подрастающее поколение тратится остаточный минимум.
- Как вы думаете, почему?
- Телевидение «кормится» рекламой. А рекламодателям детская передача неинтересна.
- И у вас гонорары, как я понимаю, не запредельные. Почему вы занимаетесь детским телевидением?
- Понятно, что деньги небольшие. Но понятно и то, что ты работаешь для какой-то большой правды. Она проявится не сейчас, не завтра и не послезавтра. Мы с Полиной (супруга Виктора Бычкова Полина Белинская пишет сценарии для «Спокойной ночи, малыши!». - «АН») на эту тему шутим. Она говорит: «Витя, ты должен работать. Вот будешь очень стареньким, придешь на какой-нибудь вокзал, попросишь стакан чаю, а на сахар у тебя денег не будет. А тетенька, которая продает чай, узнает тебя и скажет: «Когда я была девочкой, я видела вас по телевизору. Дядя Витя, вот вам сахарок». То есть я работаю на будущий сахар. И так все люди в этой передаче.
- Лицо «Спокушек» - это ко многому обязывает. От чего приходится отказываться?
- Я отказываюсь от всего, что, по моему мнению, противоречит духу этой передачи. За год снялся всего в двух фильмах, предложений было гораздо больше. Но я решил для себя так: «Не надо мне этого». Ведь деньги, к сожалению, пахнут. Не верьте, если кто-то говорит, что это не так. А у них сейчас главное - деньги, и это даже уже не деньги, а бабло. Даже так: новая национальная идея современной России - сделать побольше бабла!!! Для этого надо украсть общий лес, общую нефть, всех обмануть или сняться в какой-нибудь муре. Зритель уже не понимает, какой фильм он смотрит. И актеры не задумываются, все пытаются по-быстрому сделать грязное, вонючее бабло. Только на деньги можно купить книгу, конфетку сыну, жене цветок, а на бабло - только продажных женщин, коррумпированных милиционеров, наркотики и оружие.
Куклы - живые
- Какие у вас отношения с другими ведущими «Спокушек» - Оксаной Федоровой и Анной Михалковой?
- С Аней я был знаком еще до передачи. Но на «Спокушках» мы с ней не пересекались. С Оксаной я встречался, но тоже не на площадке. Мы же работаем в разные дни (на запись Виктор Бычков раз в месяц ездит в Москву, где за 4 дня записывает 12 передач. - «АН»). Но я знаю, что Оксана меня смотрела, и ей нравится. Анна, как мне говорили, дядю Витю своим сыновьям показывает. А мне нравится, как работают они. Когда сыну Добрыне семь месяцев исполнилось, он увидел меня на экране, открыл рот, смотрит. А я говорю: «Добрыня, я здесь»! Но на экране папа ему показался лучше, чем рядом настоящий. То есть телевизор на него уже имеет влияние. Знаете, есть про это хороший анекдот. Человек говорит: я так много смотрю телевизор, что многие ведущие стали меня узнавать.
- А с куклами сложно было выстраивать диалог?
- Вначале отношения были очень тяжелые. Это я сейчас привык с ними разговаривать, а раньше я, по Станиславскому, все время обращался к артистам, которые их держат. Сейчас, когда долго снимают кукольные диалоги, я отхожу и дразнюсь. Говорю: «А теперь слово опилкам». Артисты, правда, обижаются. Но это я так шутейно, любовно.
- Какие чувства вызывают сами Хрюша, Степашка, Филя?
- Они - живые. И отношение, как к живым. Приходишь в гримерку переодеваться, они еще висят на стенке. Помните, как Буратино висел у Карабаса Барабаса. Так жалко. Но как только берешь их в руки, они оживают. Я стараюсь дотрагиваться до них очень нежно. Например, мне надо погладить Каркушу. Галя (Галина Марченко. - «АН»), которая с ней работает, всегда просит: «Витенька, только осторожней, она старенькая очень!»
- Споры в студии случаются?
- Бывает, но это творческие споры. Они не такие, как у обычных людей. Тут спорят, чтобы все было лучше, ярче, понятней. Иногда (редко!) бывает, даже доходишь до слов, которых детям слышать не положено. Куклы, бедненькие, слышат, но они не краснеют. Я потом захожу к ним в гримерку, где они висят, и извиняюсь...
Слово кукольнику
Наталья Александровна Голубенцева, заслуженная артистка России, старейший артист «Спокушек».
- Я владею разными тембрами, - поясняет артистка. - Когда-то я заменяла Наталью Державину - нашу главную исполнительницу роли Хрюши. А в одном выпуске озвучивала сразу Степашку, Хрюшу и Каркушу. Могу, если нужно, и басом говорить.
...Степашку я озвучиваю с тех пор, как он появился в программе (то есть 35 лет. -«АН»). Сейчас иногда смотрю наши старые выпуски, вижу, как Степашка менялся. Теперь мне кажется, что раньше он был какой-то некрасивый, темный, неяркий. Зато сейчас он очень симпатичный. А вот мой, то есть Степашкин, голос не изменился. Интонации те же самые, что и 20 лет назад.
Ходили такие слухи
Однажды, еще до перестройки, якобы кто-то из руководства Второго канала спустил указание: Хрюшу и Каркушу из эфира убрать как отрицательных персонажей, оставить только положительных Филю и Степашку. Убрали. После чего передача стала разваливаться: два положительных героя ее не вытягивали. Вопрос решила Ангелина Вовк. Она пошла к руководству с вопросом, по чьему указанию осуществили изъятие. «Ответственное лицо» найдено не было (до сих пор это остается тайной), а Хрюшу и Каркушу вернули в эфир.
Когда Сергей Степашин стал премьер-министром, стали ходить разговоры, что Степашку и исполнительницу его роли уволят. Слухи не подтвердились.
Досье
Виктор Николаевич Бычков. Родился 4 сентября 1954 года в Ленинграде.
Образование: ЛГИТМиК (ныне Академия театрального искусства), курс Игоря Петровича Владимирова, окончил в 1982 году.
Дебют в кино: 1980 год, фильм «Последний побег».
Снимался в фильмах и сериалах: «Афганский излом», «Особенности национальной охоты», «Кукушка», «Граф Монтенегро», «Чужие» и многих других. С 2006 года ведет «Спокойной ночи, малыши!».
Семейное положение: состоит в третьем браке с театральным режиссером Полиной Белинской. Имеет трех детей: сын Федор (20 лет), дочь Арсения (16 лет) и сын Добрыня (9 месяцев).