Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 49(135) от 04.12.2008

Развод по-алтайски: всегда виноват мужчина

, 21:25

А если следовать последним, то я бы вообще не советовал мужчинам разводиться. Во-первых, за развод сразу перед всем родом отвечать придется, и, даже если разрешат, сразу в ранге авторитетов рода опустится человек на низшую ступеньку. Такому на празднике мясо делить да по тарелкам раскладывать не доверят, только тарелки подавать. Во-вторых, считается, что, если в доме нет женщины, он пустой, там нет хранителя. Такой дом и его хозяин считаются неполноценными. Холостой мужчина не может благословить, провести обряд. И все потому, что у него нет своей семьи.

Начальству еще хуже: если ты даже директор огромной фирмы, но не женат, уважения от подчиненных добиться не выйдет. Ну кто ты такой, скажи на милость, если даже семьей еще не обзавелся, и почему те, у кого семья есть, должны слушаться такого неразумного товарища? А уж быть на Алтае неженатым депутатом...

К браку алтайцы относятся очень серьезно. Предпочтительный возраст брачующегося мужчины не меньше 25 лет. Потому, что в этом возрасте взгляд на мир уже серьезный, не то что в 18- 20 лет. Разводов потом много меньше случается, а алтайцы процедуры этой в принципе не приемлют. Можно развестись физически, но раз скрепленные души остаются навсегда вместе, считают они.

- У нас очень уважают женщину, - рассказывает Эркин Энчинов, исследователь традиционного алтайского права. - Даже когда выплачен колым, девушка может сказать: «Нет, я не хочу замуж за этого человека!» И договор сразу расторгнут. Если же вдруг развод все-таки случается, то женщина на нем не присутствует, только представители ее рода. Все потому, что ее нельзя волновать. Ей сложнее пережить случившееся. А еще надо заново на ноги становиться, детей рожать. Потому и все то, что мужчина заработал, выплатил когда-то в виде колыма, остается бывшей супруге. Суды у алтайцев даже из-за крупной недвижимости, например квартиры, не приветствуются. Только коня можно было раньше себе оставить, сегодня - машину. А еще обычно дети с отцом остаются, но это, естественно, с согласия жены сейчас происходит. Я сам разведен, - продолжает Эркин Энчинов. - Думаю, потому, что не соблюдал самого основного. Уехал учиться, оставив семью. Думал, закончив аспирантуру, смогу больше сделать для жены, для сына, для рода. Но со стороны жены поступила претензия - мужа полгода нет дома, а в хозяйстве мужчина быть должен. Теперь живу с родителями и сыном. Если опять соберусь жениться, придется снова обращаться к роду, это очень стыдно.

Для алтайца столь трепетное отношение к роду - колыбели, в которой он вырос, не случайно. Это каменная стена, за которой малышу ничего не угрожает. Если вдруг с родителями что-то случается, заботу на себя берут родственники. В детский дом ребенок не попадет. Только после войны такое случалось, когда многие рода вымерли. Алтайцы убеждены, дети - главное богатство народа.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram