- Как буряты узнали об этом чуде?
- Открытие нетленного тела произошло 10 сентября 2002 года. О том, что существует захоронение ламы, который ушел в 1927 году, находясь в состоянии медитации, было известно очень немногим буддийским монахам. Они хранили это в тайне, иначе бы в свое время доблестные советские органы госбезопасности подсуетились бы и сожгли тело, как поступили в нескольких похожих случаях в 20- 30-х годах XX столетия. Ведь советская власть убирала как старых идолов, так и того, кто мог бы стать новым, например, на почве традиционной культуры. Такая вот идеологическая зачистка. Мне, по крайней мере, известно о двух похожих случаях. Но до тех монахов добрались, и теперь доказать, что они были, практически невозможно. Тела сожгли, а очевидцев уже не осталось в живых, слишком много времени прошло.
Погребение Итигэлова вскрывалось трижды, по желанию самого ламы, который просил об этом перед тем, как уйти. Первый раз в 50-х годах, затем в 70-е и, наконец, через 75 лет - в 2002 году. И каждый раз тело выглядело нетленным. Один из бурятских патологоанатомов, присутствовавший при последнем вскрытии погребения, определил состояние его тела как труп хорошей сохранности. Такое впечатление, что человек умер пару дней назад.
- Все-таки труп?
- Он определил как труп, не вдаваясь в высокие буддийские материи. Когда что-то подобное в какой-либо мировой религии обнаруживается, явление начинают воспринимать как чудо. Приезжают паломники на поклонение.
Сейчас доступ к телу ограничен до 7 раз в году: 6 буддийских праздников, которые просчитываются по лунному календарю и не имеют постоянной даты, и одна постоянная - день рождения Далай-ламы.
- А почему доступ ограничили, тело стало портиться?
- Нет, удивительно, но оно не портится, хотя летом в Бурятии жара часто доходит до сорока градусов. Медики боялись возникновения инфекции, все-таки это тело, которое может начать разлагаться, например, от постоянного нахождения на свежем воздухе, из саркофага ведь его достали. Боялись, что может начаться какая-нибудь эпидемия. Но получилось наоборот: начались исцеления верующих, которые приходили и прикладывались к телу. Чудес случалось так много, что им перестали вести счет. И сейчас для большинства верующих Итигэлов - чудо, которое ни в каких объяснениях не нуждается.
С другой стороны, есть ламы, которые против выставления тела потому, что считают это неким культом покойника, которого в буддизме никогда не существовало.
- А вы видели его?
- И видела, и трогала, и нюхала. Я очень чувствительна ко всяким запахам и слышала, что от него исходит очень интенсивный запах. Одни говорили - тления, другие - благовоний. Но ведь это взаимоисключающие вещи. Потому хотелось и понюхать тоже. И вот накануне одного из праздников я оказалась в Иволгинском дацане. Настоятель, с которым мы давно знакомы, посоветовал приехать ночью, чтобы была возможность рассмотреть Итигэлова. Днем, когда напирает толпа, это было бы сложнее.
По поводу запаха. Ну чем может пахнуть в буддийском храме, если там с утра до вечера жгут благовония? Естественно, что ими и пахнет. Сам Итигэлов ничем не пахнет. Вполне возможно, что, когда гаснут свечи и его уносят на второй этаж храма в стеклянный саркофаг, там присутствует какой-то иной запах. Но в храме я ничего не почувствовала. Его рука на ощупь твердая, закоченевшая. Если патологоанатом говорил, что раньше ее можно было ущипнуть, то сейчас это не так.
Но самое интересное - разговор с ламой, который оберегает тело. Это тот человек, который указал в свое время точное местонахождение захоронения. Лама утверждает, что Итигэлов общается с ним. Передает какую-то информацию, но какую, уточнять не стал. Вообще для лам он живой. Они знают, что в медитацию можно уйти и из нее потом можно вернуться. Правда, случаев 75-летней медитации в литературе не зафиксировано. Неделями - да. И тело при этом каменеет, теряет все живые краски. За последнее время, по словам лам, Итигэлов потерял немножко в весе и наклонился. Его переодевают раз в две недели. Я думаю, это потому, что из него выходит соль, ведь 75 лет он провел в ящике, пустоты которого были заполнены солью. Кстати, те, кто считает это уникальным случаем, не имеющим аналогов в мире, ошибаются. У меня есть фотография вьетнамского монаха, ушедшего в состояние медитации 500 лет назад. В Таиланде в одном из храмов сидит монах, ушедший в 1973 году. Его не консервировали и солью, кстати, не засыпали.
- Теоретически остается возможность, что этот человек может вернуться, если захочет?
- Теоретически да, практически, думаю, нет. Как объясняют ламы, он обещал вернуться, и он вернулся. А уж ожил или нет, это другое дело. Кстати, ламы не утверждают, что он мертвый, но и не утверждают, что он живой. Есть состояние между этими двумя. И ладно бы это только ламы говорили, но академик РАЕН Борис Большаков, специалист по ядерной физике, работающий в Дубне, опробовал на нем какой-то прибор и не смог однозначно определить его состояние.
- А зачем Итигэлов впал в такое состояние?
- Могу только предположить. Бывали случаи, когда ламы решали превратиться в защитное божество для своего народа. В буддизме ведь нет такого, чтобы человек делал подобное только ради себя, скорее это служение соплеменникам.
Возможно, и здесь, в Бурятии, случилось что-то похожее, когда начались репрессии против лам. Итигэлов был главным кандидатом, ведь он открыто боролся с властью, пытался спасти монастыри. И когда монахи спросили, почему он не скрывается, ответил, что до него не успеют добраться. И ушел. Уход в состоянии медитации, кстати, является высшей формой ухода в буддизме.
Величие его поступка - в принесении себя в жертву бурятскому народу. Он ушел ради народа, и он его охраняет. И Итигэлов для бурятов - абсолютная святыня.