Проверку на хозяйственность родня жениха начнет задолго до сватовства. Подошлют, например, в дом девушки человека, который подложит катышек в наперсток, что висит в специально отведенном месте в женской части. Через несколько дней придет пытливый гость вновь - проверить, на месте ли катышек. Ведь если наперстком регулярно пользуются - рукодельничают - то помеху для пальчика вытряхнут. Тогда и сватов можно засылать.
Сразу после свадьбы девушке дают второе имя. Считается, что после свадебного обряда она рождается заново для роли жены и матери, потому «старое», для праздности данное, уже не подходит. И в первое же утро семейной жизни молодая должна продемонстрировать свою хозяйственность - наварить калмыцкого чая и принимать родственников мужа. Еще один необходимый навык - это умение сохранить огонь в очаге до утра - первый признак умелой хозяйки. А еще лишний раз на глаза новой родне лучше не показываться и побольше молчать.
Если в европейской традиции мужчина пропускает вперед даму, то у калмыков наоборот. Так повелось с кочевых времен, когда хозяйство целиком ложилось на плечи женщины, а мужчина просто... ее охранял. Хозяин находился всегда впереди на коне и внимательно следил, не вздумает ли кто украсть его жену и не покусится ли на его собственность. Традиция эта свято чтится по сей день. Теперь калмыцким женщинам уже ничто не угрожает, но в дверь мужчины - на всякий случай, видимо, - проходят первыми. Даже почтенные старушки при встрече с мальчишками, отступают и дают тем дорогу. Кроме того, женщина не должна пересекать путь мужчины - не ровен час, не пойдут у того дела.
А вот беременной быть - одно удовольствие! Будущую маму пропустят всегда и везде. Ведь она несет в себе два сердца и, быть может, родит «перерожденца» - иерарха или высокого Учителя. Калмыки - буддисты верят в переселение душ.
Особое почтение к рождающим мальчиков. К матерям, имеющим нескольких сыновей, приходят за благословением на рождение наследников. Приносят подарки для домашнего алтаря и просят что-то из одежды счастливицы. Если пришедшие покажутся почтенной женщине недостойными, она им откажет, ничего не даст и молиться о них не станет.
И еще одно обстоятельство издревле позволяло калмыцким мужчинам не сдерживать себя в проявлении заботы о женщинах - верховая езда. Женщина сама никогда не седлала коня. И неважно, простолюдинка она или знатная особа - любой мужчина, что оказался рядом (будь то даже князь), должен был помочь ей взобраться на скакуна или спуститься с него.
Вот и сейчас треть водителей в Калмыкии - женщины. И мужчины обязательно их пропускают вперед на светофорах - из уважения, а не от того, что женщина за рулем также опасна, как и на лошадях! Калмычки всегда были великолепными наездницами.
Наша справка
У ойратов - предков современных калмыков так называемый Степной этикет или свод законов поведения - был принят в 1640 году. Это первый законодательный акт, в котором прописывались правила как для мужчин, так и для женщин. Своду строго следовали вплоть до XIX века, когда Калмыкия стала частью Российской империи.