- Как получилось, что вы занялись этим фестивалем? Откуда интерес к национальной культуре?
- Я выросла на Северном Кавказе рядом с представителями примерно 20 кавказских народностей. Потом училась в Ростове-на-Дону, и состав нашей группы в институте тоже был многонациональным. И вообще, разве есть в России город, где бы мы ни встречались с такой российской многоликостью. Люди с рождения настроены здесь жить в многонациональной культуре.
- Но начинался-то фестиваль как фестиваль народов Севера. Не далековато от Кавказа?
- В 2005 году мне предложили провести в Москве Дни культуры народов Севера. Вот так и родился наш фестиваль. После такого глубокого погружения в эту культуру расстаться с ней я уже не смогла. И если первый фестиваль действительно был посвящен народам Севера, то в программе следующих появились и народы Кавказа, и русская культура.
- Музыка народов Севера, например, - это не попса, и надо быть подготовленным человеком, чтобы это нравилось.
- А мы людей и готовим. Первые два фестиваля проходили раз в год, а теперь программы в течение всего года продолжаются. По разным городам уже поездили, и знаете, 15 минут хватает для того, чтобы люди настроились на нужную волну. Нас запоминают. Дети, услышав нас однажды, приводят мам и пап со словами: «Посмотрите, послушайте, как здорово!» Такие ребята с детства будут знать, что есть другие народы, другие культуры: красивые, позитивные. После наших выступлений не пьют пива и не дерутся. После них людям хорошо.
- Кто ваш зритель?
- С целевой аудиторией проблема существует. Но чтобы начали приходить в зал, нужно людей к народной культуре приучать. Потому мы часто работаем с воинскими частями, детскими домами. Молодежь, дети - они более восприимчивы, чем взрослые.
Часто даем концерты в Парке культуры имени Горького. И знаете, никто мимо не проходит, люди останавливаются, смотрят программу до конца. А на концерты в залы больше пока ходят диаспоры, но и обычный московский зритель постепенно начинает подтягиваться. Мы работаем над продвижением культур, пытаемся пробудить интерес к ним.
Увы, до самоокупаемости фестивалю еще далеко.
- Да, известный факт, что наши лучшие этнические коллективы зарабатывают за рубежом. А вот в большой богатой России на это прожить невозможно. Может, проблема в том, что эта музыка не адаптирована под современный формат? Народ на попсе растет, а в национальных мелодиях явно больше 3 аккордов. Во всем мире этностиль популярен потому, что смог трансформироваться в новое звучание. Это музыка, проверенная веками, в современной обработке.
- Творчество многих участников фестиваля адаптировано к современности. Не случайно наш фестиваль не фольклорный, не национальный, а этнический. Группу «Намгар» знает весь мир. По-моему, нет этнических фестивалей, на которые бы их ни приглашали. Те, кто их видит и слышит здесь, в России, тоже сразу понимают, что это высокое искусство. Группа «Ангт», ансамбли «Эргырон» и «Чукотка» - у них очень много вещей, совмещенных и с этническими корнями, и с современностью. Так что проблема не в их адаптации. Просто им очень сложно пробиться в любой эфир. Этника в России сейчас неформат. Когда мы работаем на открытых площадках, у нас спрашивают: «Почему вас не показывают по ТВ? Почему на радио нет ваших песен?» Что тут ответишь... Пока форматом будут «Русские бабки», а национальные коллективы неформатом, этника в России не станет популярной. А на концертах нам подпевают - со второго куплета. Не с первого только потому, что не знают этих песен. И еще, настоящая культура не всегда должна приносить большие материальные доходы. Достаточно того, что она приносит духовные, а это неизмеримо большее.