Аргументы Недели → Общество № 44(130) от 30.10.2008

Перекресток миров

, 16:24 , Обозреватель отдела Промышленность

Астана - выставка достижений Казахстана

Поражает отсутствие на улицах живности. Может быть, где-то на окраине старого города она встречается, но всего один пес с невероятно гордой хозяйкой на поводке (редкая порода - шарпей!) картины не сделал. Ни кошек, ни птиц. Животный мир представлен многочисленными скульптурными композициями и изображениями. И, как чудо, посреди бескрайней казахстанской степи построен океанариум.

В старую часть Астаны в часы пик попасть куда сложней. Автомобильные пробки к мостам через Ишим - главную водную артерию города - выстраиваются нешуточные. Но старый город, бывший областной центр Целиноград, прячется за рекой и в дела высокой политики не вмешивается.

По дорогам раскатывают автомобили всех известных мировых производителей. В абсолютном меньшинстве российские «ВАЗы» и «ГАЗы». Подозрительно много древних «мерседесов» в знаменитом 124-м кузове. Как мне шепнули: «Казах без понтов - беспонтовый казах!» Он скорее будет ездить на машине, собственной ровеснице, из Германии, чем на новенькой «ДЭУ Нексия» из соседнего Узбекистана.

Столица Казахстана ведет историю с 1830 года. Тогда это было Акмолинское укрепление, казачий форпост, позже станица, и в 1862 г., наконец, город. В годы сталинских репрессий Акмолинск стал вторым домом для депортированных народов. В 60-е поднимали целину, отсюда переименование в Целиноград. Городок был не слишком выдающийся - обычные пятиэтажные хрущевки, дома барачного типа.

Но чуть больше, 10 лет назад, город сорвал джекпот и стал столицей огромной страны. С тех пор Астана делится на старый и новый город, приросла населением и красуется перед приезжими чудесами зодчества. Несколько жилых небоскребов с крышами, как у пагод, выдают китайские корни проектировщиков. След московского мэра обнаруживает высотка, почти копия сталинской на Пресне. Английский кудесник Норман Фостер кружит голову странными изгибами башен.

Большая часть горожан вечером пятницы тянутся в кафешки и рестораны, где продолжают победное шествие музыкальные «шедевры» конца 80-х. Хиты «Ласкового мая» и Жени Белоусова на особом счету. Из ресторана «Кишлак» легко перебраться в соседний «Самовар», если есть свободные места.

Есть, конечно, клубные точки, где продвинутая молодежь оттягивается под басовитое уханье сабвуферов. На сцене настоящий кордебалет, лазерные сполохи спецэффектов. Чувствовать себя как дома легко - повсюду слышна русская речь, надписи дублируются, телевизионные каналы исправно соблюдают языковый паритет.

Исламофобы здесь не ходят

Антизападники тоже себя ведут смирно. Словами Владимира Высоцкого: «Хочешь песни пой - хочешь спать ложись». Во многом космополитизм объясняется советским прошлым и интернациональным воспитанием большинства граждан многонациональной страны. Президент Нурсултан Назарбаев убежден - лучшей площадки для диалога «Восток -Запад», чем Казахстан, не найти.

На Ближнем Востоке и в Центральной Азии всегда существовали города, которые брали на себя роль региональных коммуникативных центров. В разные времена это были Бейрут, Багдад, Тегеран (вспомните «Тегеран-43»). Сейчас, по известным причинам, все эти столицы не подходят для общения «миров». Это раньше там кипела переговорная деятельность, резиденты и шпионы раскидывали сети, вели свои игры дипломаты и подсчитывали барыши международные аферисты. Сейчас в Иране вряд ли будет «уютно» работать эмиссарам западных правительств, не говоря уж о США. В Ираке диктатура Саддама сменилась хаосом и гражданской войной. Афганистан, расположенный в сердце Азии, тоже на эту роль не годится.

Казахстан с удовольствием взвалил на себя это бремя. Удобно всем - России, Китаю, Индии, странам Персидского залива. Рядом, доступно, свободно. В Астане католик будет чувствовать себя комфортно на пороге костела, еврей в знакомой обстановке синагоги, православный в церкви, а мусульманин в мечети. Никто никому не мешает и не навязывает правила поведения.

Недавно феерический Дворец мира и согласия (в народе «пирамида») принимал конференцию «Общий мир: прогресс через разнообразие». Более 60 делегаций из стран региона, Европы и международных организаций. Арабские шейхи и политкорректные европейцы. И вот как это выглядело.

Внимательно друг за другом следили извечные соперники - пакистанские и индийские дипломаты. А министр иностранных дел Черногории Милан Рочен вдали от условностей Европы и вовсе покаялся, что признание его страной независимости Косово не более чем желание поскорее вступить в НАТО и ЕС: «Сербские братья должны нас понять!» Цинично и честно.

Чехии предстоит в следующем году возглавить Евросоюз. Ни слова про кризис! Устами своего министра, Джамили Стегликовой, Прага удивила, озвучив в качестве важнейшего цыганский вопрос. По ее словам, Чехия за время своего председательства в ЕС ему уделит главное внимание. Ромалэ являются самым большим национальным меньшинством Европы и создают всем, в том числе и самим себе, массу проблем. Ну что же, тоже неплохо.

Самыми незаметными оказались американцы. От них многого ждали, но не дождались. Глава делегации, постоянный представитель США при ООН Залмай Халилзад на заранее объявленную пресс-конференцию не вышел, одиноко сидел на заседании конференции. Он потерял свою свиту - пресс-служба и сопровождающие лица намертво застряли в аквариуме вращающейся двери отеля (происки конкурирующих спецслужб?). Халилзад получил известность в России провальной для него словесной баталией в Совбезе ООН с постпредом РФ в этой организации Виталием Чуркиным по грузино-осетинскому вопросу. В Астане у американца был шанс (надо сказать небольшой) взять реванш, тем более что Сергей Лавров в своем выступлении в очередной раз четко обозначил позицию России по событиям на Кавказе. Но, видимо, отсутствие свиты лишило американского дипломата задора и желания дискутировать. Зато в ударе был иранский министр Манучехр Моттаки. Он гарантировал, что «сионистский режим» (Израиль) больше никогда не нападет на любую страну региона, включая Иран. Дескать Израиль потерпел сокрушительное поражение в последнем крупном ближневосточном конфликте - «трехдневной войне» в Ливане и внутренне ослаб.

 Зато президент Казахстана в очередной раз продемонстрировал миру, что страна вправе поучить даже старушку Европу толерантности. Как когда-то на пленумах ЦК КПСС Нурсултан Назарбаев доложил:

- За годы независимости в Казахстане построено более полутора тысяч новых мечетей, более 170 православных приходов, свыше 30 католических костелов, 20 синагог, более тысячи молитвенных домов и зданий миссий протестантских церквей. Все это свидетельства духовного возрождения общества, взаимоуважения религий, конструктивных отношений конфессий с государством.

Власти всячески поддерживают любые действия по восстановлению нормального и конструктивного диалога между мусульманским и христианским миром. Заодно, «под шумок», проталкивают идею транспортных коридоров, которые позволят осуществлять континентальный и трансконтинентальный транзит Север - Юг и Запад - Восток. До Индии и Китая рукой подать, Европа - через Россию - тоже по соседству. Естественно, Казахстан видит себя центральной узловой станцией и претендует на роль регулировщика транзитных потоков. А что, имеет право - как никак центр Евразии! И в отличие от большинства соседей не имеет серьезных болевых точек во внутриполитической ситуации и сколько-нибудь значимых конфликтов по периметру границ.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram