Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 42(128) от 16.10.2008

Акула с человеческим лицом

, 19:47

Борьба с реальностью

Он родился в Бухаре 5 декабря 1963 года. Детство Искандера Махмудова отнюдь не было беззаботным и счастливым. Семья - классическое воплощение советского идеала союза интеллигенции и рабочего класса. Мама преподавала иностранный язык в вузе. Отец работал строителем. В «бесклассовом» и «справедливом» советском обществе пролетариат и интеллигенция находились в одинаково унизительном положении. То есть преподаватель института и прораб на стройке получали зарплату, которой хватало на обеспечение самых необходимых жизненных потребностей. В масштабах государства такое «равноправие» являлось залогом определенной устойчивости и стабильности системы, но в масштабах семьи, это зачастую приводило к ссорам и скандалам. Семья Махмудовых не была исключением.

В детские годы Искандер пристрастился к чтению. Поначалу книги увлекли впечатлительного подростка необычайными мирами, рожденными фантазией авторов.

Но он понимал, что это не более чем увлекательная игра. Чтобы сделать собственную жизнь хоть чуть-чуть более комфортной и интересной, нужно было уверенно чувствовать себя именно в реальном мире, а не в мире иллюзий.

Посредник

После школы Искандер Махмудов поступает в Ташкентский университет. В те времена его факультет востоковедения был тесно связан с военными организациями и готовил сотрудников для работы в странах Востока, куда СССР поставлял вооружение.

Успешно закончив институт, Искандер отправился на работу в Ливию, а потом в Ирак.

Название организации, в которой трудился Махмудов, тоже звучало очень обтекаемо: «Главное инженерное управление». Эта организация подчинялась Госкомитету СССР по внешним экономическим связям и на практике занималось поставками оружия за рубеж и подготовкой военных специалистов дружественных стран. В числе прочего Управление занималось и строительством оборонностратегических объектов в Египте, Ираке, Сирии, Йемене...

Искандер Махмудов блестяще владел арабским языком. Официально работал переводчиком. На самом деле сфера его обязанностей была значительно шире. Военные, которые приезжали работать в арабские страны, по большей части не знали языка, не имели представления о менталитете тех, с кем приходилось работать. В этой ситуации переводчики становились посредниками в решении всех вопросов - от деловых до бытовых.

Белые и черные

В начале перестройки Махмудов вернулся домой. Ташкент теперь не казался «жемчужиной Востока». Мерзость развала и запустения уже коснулась фонтанов и проспектов. Город детских фантазий и юношеских грез все больше становился похож на бесперспективную деревню. Чайханы и айваны, кривые улицы старого города, которые, возможно, снились Махмудову в Ливии, теперь вызывали грусть. В результате наш герой перебрался в Москву.

Познакомившись с бизнесменом Михаилом Черным, Махмудов попытался реализоваться в торговле. Потом устроился в одну из структур небезызвестной Trans World Group, но скоро оттуда ушел. В результате, начал самостоятельно заниматься продажей меди.

Искандер Махмудов несколько лет продавал российский металл в зарубежные страны, не совершая никаких «резких движений» и не привлекая внимания к своей деятельности. Работа на этом рынке позволила ему обзавестись обширными связями как на уровне бизнесменов, так и на уровне региональных и федеральных чиновников. Кто-то из деловых партнеров порекомендовал ему познакомиться с Олегом Дерипаской. Эта встреча положила начало прочному бизнес-союзу, разбить который оказалось не под силу ни времени, ни конкурентам.

Через несколько лет после этой встречи Махмудов и Дерипаска окончательно разделили между собой сферы влияния, договорившись не покушаться на «владения» друг друга. Искандер Махмудов стал некоронованным «медным королем». А Олег Дерипаска закрепил за собой добычу и переработку алюминия.

Секрет Махмудова

Как удалось Искандеру Махмудову получить во владение большую часть российского производства меди? Говорят, что изобрел «технологию», которая позволяла брать предприятия под свой полный контроль. Секрет этого изобретения состоял в том, что трейдер Махмудов, продававший металл за рубеж, ввел систему предоплаты в расчетах с теми предприятиями, которые поставляли ему металл: свободных денег у Махмудова к тому моменту уже было достаточно для того, чтобы скупать металл у поставщиков на многие месяцы вперед. В результате такой «щедрости» очень скоро у предприятий накопились изрядные долги перед Искандером Махмудовым. Деньги, полученные за непроизведенный металл, «красные директора» успевали быстро потратить, а все более стагнирующие предприятия не успевали произвести продукцию, которая уже была оплачена. В этой ситуации Искандер Махмудов имел полное право вести себя так, как во все времена вели себя кредиторы с должниками: он приходил к должнику и брал себе его имущество - то есть устанавливал свою власть на предприятии.

В результате применения такой тактики в 1996 г. Искандер Махмудов стал генеральным директором (а фактически владельцем) Гайского горно-обогатительного комбината - ведущего на Урале предприятия по добыче медной руды. А уже к 1999 г. создал Уральскую горно-металлургическую компанию, в которую было объединено около десятка предприятий, занятых в цепочке производства меди.

Такая экспансия не могла пройти незаметно. Благодаря СМИ за Махмудовым закрепилась слава жесткого и не стесняющегося в выборе средств дельца. Обвинения в адрес Махмудова были традиционны: пытаясь завладеть предприятиями, действует некорректно, часто силой, с применением милиции и спецназа. В то же время никто из представителей упомянутых комбинатов никаких комментариев о своих взаимоотношениях с Махмудовым не давал.

Но парадокс состоит в том, что Махмудов относится к той немногочисленной группе крупных российских собственников, чей путь к богатству был наименее «травматичен» и разрушителен. В девяностых годах вокруг крупных предприятий - в Тольятти, Магнитогорске, Череповце, Красноярске - шли настоящие войны, с перестрелками, взрывами, заказными убийствами, когда вырезались семьи и захватывались в заложники дети. Махмудов с его восточным умением обходить острые углы и действовать тонко и гибко, сумел избежать кровопролитных столкновений.

История строительства его бизнес-империи знает только два скандала.

В 1999 г. Искандер Махмудов доверил управление Качканарским горно-обогатительным комбинатом, расположенным в Сведловской области, другу своего детства Джалолу Хайдарову. Тот сразу проявил себя как самостоятельный и способный управленец, и в какой-то момент Махмудов  счел свое участие в делах предприятия избыточным. И чтобы не мешать преданному другу развивать предприятие, отстранился от дел на этом участке своего бизнеса, доверив Хайдарову в управление акции и предоставив полную свободу действий. В результате произошло то, что часто происходит в бизнесе между старыми друзьями. Хайдаров очень быстро сам захотел стать собственником предприятия и попытался перехватить чужую собственность.

Осознав это, Искандер Махмудов перешел в наступление. Его фирменным стилем считается исключительно сильное использование судебных рычагов. И на этот раз Махмудов не отступил от своей излюбленной практики. Заработала судебная машина. И вскоре в судебном порядке были признаны права законных акционеров. Но Хайдаров с поражением не смирился. И против команды Махмудова, которая прибыла на предприятие вместе с судебными приставами, была выставлена толпа рабочих и пенсионеров, которых убедили в том, что олигарх Махмудов собирается разорить и закрыть предприятие. Разгоряченная толпа заблокировала проход к заводу и в течение дня препятствовала проходу на территорию завода приставов и администрации Махмудова.

К вечеру к проходной завода была стянута милиция и несколько пожарных машин. Несмотря на 20-градусный мороз, митингующие не хотели расходиться и все более яростно отражали попытки судебных приставов войти на завод. Дело шло к крупной драке. В толпе были провокаторы, которые снова и снова подстрекали людей к беспорядкам. Местная администрация и милицейское начальство от принятия каких-либо решений дистанцировались. И тогда Махмудов принял решение сам: разогнать толпу водометами! В морозных зимних сумерках вспыхнули фары машин и в течение нескольких минут толпу расстреляли мощными струями воды. Под прикрытием водометов  и поддержке милиции Махмудов и судебные приставы вошли на предприятие.

Сегодня Искандер Махмудов признает: «Да, жестко входили. Но выбора не было...»

Через год аналогичная ситуация повторилась в Челябинской области на медеплавильном предприятии «Карабашмедь».

С годами Махмудов не сделался мягкотелым, но его жизненная философия стала сложнее и глубже. Возможно, он одним из первых российских олигархов понял, что государство - по сути своей - иезуит, исповедующий принцип: «цель оправдывает средства». И такое государство будет закрывать глаза на очень многие «несмертельные» грехи лишь в том случае, если человек, их совершающий, будет действовать в интересах этого государства. В этом отношении Искандер Махмудов - идеальный олигарх. Его интересы всегда согласованы с интересами государства.

...Когда-то у Искандера Махмудова была мечта поплавать рядом с акулой, подержаться за нее. Мечта сбылась. Теперь у Искандера Махмудова есть другая мечта. Построить большое и современное судно для исследования морских глубин и путешествовать на нем, как это делал Жак‑Ив Кусто. Махмудов знает о море почти все и может, как профессиональный ихтиолог, рассказывать об акулах, с которыми нет-нет да и сравнивают любого, чей капитал превышает миллиард долларов. Капитал самого Искандера Махмудова давно превзошел эту цифру. Поэтому, наверно, мир акул ему очень хорошо знаком. Он знает, что акулы на самом деле очень разумные существа. Они никогда не нападают первыми. Они нападают, только когда голодны и если их кто-то обидел. Но ведь акулы не единственные обитатели того большого и загадочного мира, о котором мы так мало знаем...

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram