Пограничный передел
Совпадение это или нет, но пограничный передел свершился в год 150-летия подписания Айгунского договора. Граф Муравьев-Амурский, первый губернатор земли Дальневосточной, прилагал максимум дипломатических усилий к тому, чтобы Российская империя прирастала территориями. Ему удалось превзойти в искусстве переговоров даже хитрых китайцев. Нашим нынешним политикам до него, видимо, далеко...
Острова Тарабаров и Большой Уссурийский давно были яблоками раздора. Когда в 1991-м Михаил Горбачев подписал с Китаем пограничный договор, проведя границу по фарватеру Амура, острова оказались южнее линии, на китайской стороне. Спохватившись, российские власти в срочном порядке возвели на Большом Уссурийском часовню воина-мученика Виктора. На 30-метровой громадине сделали надпись: «И один в поле воин». Отселе, значит, грозить мы будем южному соседу. На Большом Уссурийском кроме часовни располагаются погранзаставы и фазенды хабаровчан. Земля плодородная, сенокосные угодья роскошные, фермеры летом перегоняют сюда скот.
Сегодня остров Хэйсяцзыдао (так китайцы называют Большой Уссурийский) разделен на две части. Дачные поселки остались в российском владении, здания погранзастав на западной оконечности острова перешли китайцам, их стоимость будет компенсирована России. Остров Тарабаров так и остался практически не заселен. Россия уступила его полностью. Протока Казакевичева (Фуюаньская), в которой нерестится амурский лосось, тоже станет китайской.
С высокого политического олимпа решение вопроса о спорных территориях рассматривают как дипломатическую победу. Но что говорят по этому поводу обычные дальневосточники, в газете напечатать нельзя, забор - и тот покраснеет. Для хабаровчан Большой Уссурийский - часть города. Как выразился один мой знакомый, «это все равно, что угол у квартиры оттяпали».
Пост сдал - пост принял
На настоящем этапе самое главное - обеспечить бесперебойную работу по охране новой линии государственной границы. Для этого необходимо построить новые пограничные пункты взамен утраченных. На Большом Уссурийском в скором времени откроется пост технического наблюдения, запланировано строительство двух пограничных постов. Где именно - в Пограничном управлении по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФСБ России пока решают. Сдана погранзастава в селе Николаевка Смидовического района ЕАО.
Торжественный ввод в эксплуатацию пограничной заставы в Николаевке состоялся в пятницу 12 сентября. Тяжелые металлические ворота в огромном бетонном заборе распахнулись под звуки военного оркестра. Музыканты сыграли «На сопках Маньчжурии» и неформальный гимн всех пограничников «Паровоз умчится». Предложение продолжить концерт «Муркой» пресекло появление начальства.
Количество генералов на единицу площади красноречиво говорило о важности события. Прибыли губернатор Еврейской автономии Николай Волков, руководитель погрануправления ФСБ России по ДФО генерал-полковник Валерий Путов, начальник погрануправления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО генерал-майор Александр Костюченко. Освятить пограничный комплекс приехал епископ Биробиджанский и Кульдурский Владыко Иосиф.
Но вот генералы перерезали красную ленточку, и мы отправились на обход помещений. Нам показали гараж с новенькими «уазиками» и генераторную подстанцию, благодаря которой застава полностью автономна. Такой же генератор обеспечивает электроэнергией и жилой дом.
Посетителей особенно заинтересовали вольеры для собак. Четвероногих пограничников на заставе три: Хаммер, Джерар Доди и Швальбинесса Аляска. Все молодые, не больше четырех лет от роду. Весьма активно повела себя Аляска - усиленно работала «на камеру», прыгая и лая на операторов. Хаммер, глядя на кульбиты соседки, лениво вилял хвостом. Гавкнул только на журналиста, чересчур близко подошедшего к сетке.
Осмотрели мы и временное жилье для нарушителей границы - ИВС. Мощная стальная дверь, тяжелый засов, решетки на окне, двухъярусные нары - все новенькое, сверкающее, чистое. Нарушителям понравится.
- Да здесь прямо курорт, - заметил Николай Волков.
Но, несмотря на внешнюю привлекательность, изолятор временного содержания сразу напомнил нам об основном предназначении заставы: держать границу на замке. И дай бог, чтобы этот замок больше не менял дверей.